О - П
Персонаж
ПЕРСОНАЖ — в художественной лит-ре действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной лит-ре образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. Однако в различных стилях весьма часто в качестве П. выступают не только образы людей, но и образы животных (животный эпос, как "Война мышей и лягушек", "Роман о лисе"), образы мифологических существ ("Потерянный рай" Мильтона, "Мессиада" Клопштока, "Элоа" А. де Виньи) и аллегорических олицетворений (средневековые моралитэ, "Роман о Розе"), разумеется подвергающиеся очеловечению. В художественном методе реализма П., почерпнутые не из подлинной действительности, исчезают, уступая место образам людей. Энгельс определяет задачу художника-реалиста как показ типических характеров в типических обстоятельствах, т. е. тем самым указывает на первенствующее значение П. — образа человека — среди других образов лит-ого произведения.
У Энгельса же находим указание на то, что П. только тогда является полновесным художественным образом, когда он "в самом деле представляет определенный класс и направление, а стало быть и определенные идеи своего времени и почерпает мотивы своих поступков не в мелочных индивидуальных вожделениях, а в том историческом течении, к-рое является его носителем". Требуя типичности П., Энгельс в то же время подчеркивает необходимость обрисовывать характеры "с четкостью индивидуализации", чтобы каждый П. был "типом, но вместе с тем и вполне определенной личностью". В наиболее развернутом виде П. выступает в драме и в эпических произведениях. В лирике же большей частью мы не встречаемся с П. как определенным законченным и развернутым образом, хотя те или иные приближения к нему могут быть установлены и в ней.
Очевидно, что в зависимости от тех классовых познавательных позиций, на к-рых стоит данный писатель, он может рисовать и П. своих произведений. Так, даже нереальные П. средневековой лит-ры — аллегорические мифические образы — в творчестве молодой революционной буржуазии насыщаются боевым актуальным содержанием, становясь живыми и полнокровными (Сатана Мильтона, Мефистофель первой части "Фауста"). Напротив, в творчестве упадочнического символизма даже образы живых людей приобретают характер абстрактной условной схемы. Следовательно П. в лит-ой практике может иметь совершенно различное историческое содержание, в зависимости от к-рого мы и определим его качество и ценность для нас. Самое развертывание П. в произведении происходит как путем непосредственного показа характерных его черт и действий (его портрет, характеристика, речи, поступки и т. п.), так и через другие образы, так или иначе к нему относящиеся. Характер этого развертывания опять-таки исторически различен в зависимости от того, что художник считает существенным в образе и его развитии, в зависимости от классово осознаваемой им исторической действительности. Функция П. в произведении определяется тем значением, к-рое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление П. на главные, второстепенные и т. п. См. "Образ", "Вековые образы", "Тип".
Другие люди и понятия:
ПЕРЦОВ Виктор Осипович [1898—] — критик. Р. в семье инженера. Получил высшее образование. Работал в Наркомпросе Украины, затем в Центральном институте труда в Москве. Активный работник Моск….
ПЕСЕННИКИ [chansonnier, canzoniere]. — В зап.-европейском смысле (особенно в романских яз.) этим термином обозначаются не только общедоступные, обычно многотиражные сборники песен для массового…
ПЕСНЯ. 1. Определение [587]. 2. Поэтика и язык песни [588]. 3. Звуковая сторона песни [589]. 4. Социальные функции песни [591]. 5. Песни различных социальных групп [593]. 6. Бытование песни [597]. 7. Жизнь…