О - П
Песенники
ПЕСЕННИКИ [chansonnier, canzoniere]. — В зап.-европейском смысле (особенно в романских яз.) этим термином обозначаются не только общедоступные, обычно многотиражные сборники песен для массового распевания, но и вообще собрание песен и даже небольших поэтических произведений, иногда лишь напоминающих песни.
П. в том смысле, какой это слово имеет в русском яз., появились в Зап. Европе в эпоху Реформации. Атмосфера гуманизма и развитие книгопечатания способствовали появлению П. как песенных сборников широкого распространения. В Германии печатные П. появляются накануне реформационного взрыва (Oeglin’s Sammlung, 1512). Лютер положил начало протестантским духовным П.: им частью составлен, частью проредактирован ряд духовных П. Реформации под названием "Geistliche Gesangbücher" и др. [первый из них — "Виттенбергский духовный песенничек" (Wittenbergsche Gesangbüchlein, 1524)]. Духовные П. Реформации и контрреформации окрашивали в религиозные тона и светские П. (Gesellschaftsliederbücher). В то же время мощные крестьянские и ремесленнические движения эпохи Реформации заставили господствующие классы феодального общества использовать, деформируя их, народные песни, издавая сборники вроде "Bergkreien" [1533]. Абсолютистские дворы создают в XVII—XVIII вв. гедонистские светские П. Но в то же время пиетизм, облекающий своей религиозной оболочкой идеологию буржуазии и обуржуазивающейся части помещичьего дворянства, стремится окрасить светские П. соответствующей их переработкой, в частности — духовной аллегоризацией их сюжетов, и пытается вообще вытеснить их духовными П. Однако в это же время в германских университетах складываются студенческие П. Их излюбленная тематика — Wein, Weib und Gesang (вино, женщины и песни), но именно в них часто вторгается безыскусственная народная песенная стихия. В эпоху "бури и натиска" в Германии начинается собирание народных и старинных песен. Особенно велика в этом отношении заслуга Гердера [его собрание "Volkslieder" в 2 тт. (1778—1779), переработанное им в "Stimmen der Völker"].
Во Франции "песенная война" эпохи Великой французской революции вызвала появление ряда политических П. В 1790 специальный издатель революционных песен Фрер соединяет отдельные их выпуски в тетради "Révolutions lyriques". Из революционных П. большой интерес представляет "Chansonnier de la Montagne" [1793]. Так наз. освободительное движение в Германии и война против Наполеона ознаменовались появлением многих "народных" и студенческих П. преимущественно шовинистич. содержания. В мелкобуржуазном течении романтизма, — особенно в Германии, — широко развернувшем собирательство народных песен и П., через использование П. с образцами народной песни складывается П. как лит-ая форма ("книга песен").
В эпоху Июльской революции 1830 во Франции вышел рабочий П. "Recueil des chansons patriotiques et autres, extrait du journal d’un ouvrier" [1830], в котором революционный пафос еще соединен с верой в буржуазные законы; в 1834 — сборник "Républicaines — chansons populaires des Révolutions de 1789, 1792 et 1830", в 2 тт., в 1834—1836 вышел "Chansonnier du tour de France" Пердигье. Утопический социализм дал ряд П.: таковы напр. сен-симонистский "Sept chants et chansons samt-sirnoniennes destinées à être distribuées sur la route par les missionnaires de Lyon" [1832], фурьеристский сборник "Chants, poésies, discours des réunions fourriéristes" [1839]. Чартизм, породивший массу песен, дал (Songs for the People, or the Poetry of Chartisme" [1842] Лондонской ассоциации чартистов.
Накануне Революции 1848 вышел "Liederbuch des Berliner Handwerker-Vereins" с социальными мотивами. В том же 1847 под прикровенным названием "Album" был издан так наз. "истинными социалистами" П., в 1851 переизданный под названием "Sozialistisches Liederbuch". В своем преобладающем репертуаре он оказался типичным для мелкомещанского "истинного социализма" и был жестоко осмеян Энгельсом в его статье "Истинные социалисты" [1847] (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочин., т. IV).
В Париже в 1848 среди ряда других П. вышел "Chansonnier républicain 1793—1848". Буржуазная Национальная гвардия и Академический легион в Вене выпустили в 1848 "Liederbuch für die N. G. u. Ak. L.".
Парижская Коммуна не успела создать П. Развитие массового рабочего социалистического движения в середине 70-х гг. XIX века отразилось в появлении ряда П. (напр. "Sozialdemokratisches Liederbuch", Цюрих, 1875). Во Франции союз революционных шансонье "Красная муза" издавал "La chanson aux chansonniers". Эти П. сыграли в свое время значительную агитационную роль.
Империалистич. война отравляла сознание народных масс в частности при помощи многочисленных военно-шовинистических П. Фашисты расплодили значительное число своих П.
Коммунистическое движение нашло отражение в ряде революционных П. (напр. венский "Liederbuch für Proletarier, herausgegeben von K. P. Oesterreichs" и др.).
Библиография — см. в тексте.
Ал. Дробинский РУССКИЕ ПЕСЕННИКИ. — Первый П. в России был издан в 1759 ["Между делом и бездельем, или Собрание песен с приложением тонами на три голоса. Музыка Г. Т." (Григорий Н. и К. Теплов)]. Этот П., как и другие (Трутовского и пр.), предназначался для пользования придворной аристократии. Отсюда подбор песен в духе галантного и сентиментального романса, с напевами менуэта, баркароллы, полонеза, мазурки и т. д.
Другой тип сборника представлял песенник М. Д. Чулкова "Сборник разных песен" (ч. 1—3, 1770—1773), предназначенный для городской мелкобуржуазной массы. Не записывая текстов сам, Чулков воспользовался песнями из ходивших по рукам П. и чужими записями. В его сборнике выделяется большое количество солдатских песен. Из целого ряда последующих П. следует отметить сб. Новикова "Новое и полное собрание российских песен". Наиболее значителен из всех П. XVIII века "Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем" (1 и 2 чч., СПБ, 1790, изд. 2-е, 1818), отличавшийся большей точностью записи, большей грамотностью гармонизации и чрезвычайно интересной вступительной статьей, оказавшей влияние на все дальнейшее собирание и изучение песни. XIX в. дает ряд новых сборников (например "Избранный песенник для прекрасных девиц и любезных женщин", М., 1816; "Туалетный песенник для милых девушек и любезных женщин", Орел, 1820, и др.), продолжающих линию сборника Трутовского. Они постепенно уступают место сборникам, предназначенным для мелкой городской буржуазии ("Песни тиролек и московских гризеток, распеваемых ими в трактирах Тумановом, Зайцевом, Часовниковом и Пеговом и Волчьей долины. С присовокуплением хоровых песен Осипова", М., 1860, и др.).
В конце XIX века наряду со сборниками, продолжавшими старые традиции П. (см. например "Сюрприз от молодых мужчин прекрасному полу"), появились лубочные картинки и лубочные песенники (фирмы Морозова, Коноваловой, Сытина, Губанова, Холмушиных и т. д.). Издаваемые в тысячах экз. (напр. за 1894 Сытиным издано 62 000 экз., Губановым — 66 000 экз.), эти П. являлись сильнейшим орудием воздействия на мелкобуржуазную и отчасти крестьянскую среду.
В 1905—1907 появились П. революционного характера, популярные песни с текстом и нотами в форме открыток, листовок (см. напр. листовку с текстами революционных стихотворений и песен под заголовком "Патронов не жалеть"). Песенники издавались в России (изд. "Свободное слово", "Черноморская группа ПСР", "Воля" и т. д.) и за границей ("Собрание лучших русских произведений, сборник революционных песен и стихотворений", Берлин, "Перед рассветом", изд. "Искры", Женева, и др.). Широкое распространение получили сборники, писавшиеся стеклографскими чернилами (рукописные "Песни свободы", чч. 1, 2, 3, и др.). Из указанных сборников имеет большой интерес сб. песен, гармонизованных Черномордиковым, отпечатанный в типографии ЦК [1905].
П. 1905 помимо песен, поющихся и теперь, имеют целый ряд забытых песен и стихов, представляющих значительный интерес ("По фабрикам душным, по тюрьмам холодным…", "Крестьянская солдатская марсельеза", "Павшим 9 января". "Боже царя храни — деспоту долги дни…" и др.). Среди фамилий авторов находим: П. Я. (Якубович-Мельшин), Фигнер, Каляева, Тана, Морозова и др.
В первые годы после революции указанные П. были еще чрезвычайно широко распространены. Постепенно они вытеснялись П., издаваемыми Госиздатом. Особенно большую роль в этом сыграли сборники массовых песен с произведениями Д. Бедного и др.
Библиография: Перетц В. П., Историко-литературные исследования и материалы, т. I. Из истории русской песни, СПБ, 1900; Якуб А., Современные народные песенники, "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук", т. XIX (1914), кн. I; Марков А. В., Чулковский песенник и его значение для великорусских народных песен, там же, т. XXII, 1917; Финдейзен Н. Ф., Сборник российских песен XVIII в., там же, т. XXXI, 1926; Его же, Очерки по истории музыки в России, т. II, Музгиз, М., 1929; Симаков В. И., Народные песни, их составители и их варианты, с предисловием Ю. Соколова, Москва, 1929.
В. Чичеров
Другие люди и понятия:
ПЕСНЯ. 1. Определение [587]. 2. Поэтика и язык песни [588]. 3. Звуковая сторона песни [589]. 4. Социальные функции песни [591]. 5. Песни различных социальных групп [593]. 6. Бытование песни [597]. 7. Жизнь…
ПЕТЕРСОН Эрнс Карл [1868—] — один из наиболее выдающихся представителей реалистического течения в эстонской литературе предреволюционного периода [1898—1904]. Его мелкие рассказы, вышедшие…
ПЕТЁФИ Сандор [Petöfi, 1823—1849] — венгерский поэт. Отец П., овенгерившийся серб, был деревенским мясником, мать, словачка по происхождению, в молодости служила домашней работницей. Еще мальчиком,…