Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

‘Опояз’

'Опояз'"ОПОЯЗ" [Общество изучения теории поэтического языка] — общее название организаций русских буржуазных лингвистов и литературоведов, существовавших в 1914—1923 в Москве и Петербурге. "О." ставил целью исследование проблем литературоведения с точки зрения науки о языке, трактуемой им с позиций идеалистической, преимущественно неокантианской философии. Номинально оформившийся 2/Х 1919, петроградский "О." в действительности ведет начало со времени выступления В. Шкловского в 1914 и "Сборников по теории поэтического языка" [1916—1917]. Московский лингвистический кружок, возникший в 1915 как кружок студентов-филологов, имел большой уклон в сторону языкознания и фольклора, но его деятельность в печати отражена слабее, т. к. своим лит-ым органом он не располагал. Ряд участников "О." вошел впоследствии в "Леф" (см.). Мобилизуя значительные силы молодых буржуазных ученых-формалистов и организуя их на борьбу с диалектико-материалистическим литературоведением, "Опояз" представлял собой реакционное явление. Подробнее см. в статье "Методы домарксистского литературоведения" (том VII, стр. 273, гл. "Формалисты").

 Библиография:  I. Петроградский "Опояз": а) доопоязовские издания: Шкловский В., Воскрешение слова, П., 1914; Сборники по теории поэтического языка, вып. I—II, П., 1916—1917; б) издания под маркой "Опояза": Поэтика, П., 1919; Сборники по теории поэтического языка, вып. III [вышел отдельными статьями — Шкловский В.: 1. Развертывание сюжета. Дон-Кихот, П., 1921; 2. "Тристрам Шенди" Стерна и теория романа, П., 1921; 3. Розанов, П., 1921; Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Тынянов Ю., Гоголь и Достоевский (К теории пародии), Петроград, 1921; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Петроград, 1922]. Московский лингвистический кружок: Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921; Реформатский А. А., Опыт анализа новеллистической композиции, Москва, 1922; Очерки по поэтике Пушкина, Берлин, 1923. Пражский "Опояз": Сборники по теории поэтического языка, вып. V: Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сравнении с русским, Берлин, 1923; вып. VI: Богатырев П., Чешский кукольный и русский народный театры, Берлин — Петроград, 1923; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924.
II. Эйхенбаум Б., "Жизнь искусства", 1919, № 273, стр. 5—100; "Книжный угол", 1922, № 9; Винокур Г., Московский лингвистический кружок, "Научные известия", сб. 2, М., 1922, стр. 289—290; Плотников И., Общество изучения поэтического языка и Потебня, "Педагогическая мысль", 1923, № 1; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924, стр. 29—33 и далее; Айзеншток И. Я., Десять років "Опоязу", "Вапліте", 1927, № 1.
III. Балухатый С. Д., Теория литературы, Л., 1929, стр. 60 и след.
П. Берков

Другие люди и понятия:

Опоясанная рифма

Опоясанная рифмаОПОЯСАННАЯ РИФМА — вид рифмовки, заключающийся в том, что пара рифмующихся строк заключает между собой другую пару строк, которые в свою очередь рифмуются, по схеме: а, б, б, а. Строки первой и… Полная информация

Оппенгейм Джемс

Оппенгейм ДжемсОППЕНГЕЙМ Джемс [James Oppenheim, 1832—] — современный американский поэт. Происходит из интеллигентской семьи. Директор еврейского женского Политехникума в Нью Иорке, один из редакторов теперь… Полная информация

Орай

ОрайОРАЙ Д. Ф. [1901—] — современный марийский писатель, прозаик. Р. в бедной крестьянской семье. Учился в начальной школе. Член Союза советских писателей. Начал свою лит-ую деятельность рассказом… Полная информация