О - П
Пиксерекур
ПИКСЕРЕКУР Гильбер, де [René Charles Guilbert de Pixérécourt, 1773—1844] — французский драматург, создатель мелодрамы, прозванный "Корнелем бульваров". Р. в Нанси в оскудевшей дворянской семье. Служил офицером эмигрантской армии в Кобленце. После ликвидации якобинской диктатуры вернулся во Францию. В период Директории начал свою драматургическую деятельность. Первые опыты его были неудачны. Только "Victor, ou L’enfant de la forêt" [1798] выдвинул его на первое место среди драматургов бульварных театров. Эта пьеса положила начало популярнейшему жанру буржуазной драматургии начала XIX в. (мелодраме), ставившему целью отвлечение массы от революционной борьбы, подчинение ее буржуазной законности и мещанской морали. Деклассированный аристократ, П. стал проводником охранительных тенденций победившей буржуазии. Этим задачам служила тематика бульварного "романа ужасов", воспринятая П. у Дюкре-Дюминиля, в сочетании с отзвуками шиллеровских "Разбойников" и с излюбленным П. конфликтом между "голосом крови" и чувством благодарности.
Основные конструктивные особенности жанра мелодрамы, намеченные в "Викторе", закрепляются затем в шедевре Пиксерекура "Селина, или Дитя тайны" (Coelina, ou L’enfant du mystère, 1801) и проходят красной нитью сквозь всю его последующую драматургию (120 пьес). Расцвет его славы падает на время военной диктатуры буржуазии при Наполеоне. К этому периоду относятся такие знаменитые мелодрамы П., как "Человек о трех лицах" (L’homme à trois visages, ou Le proscrit, 1801), "Жена двух мужей" (La femme à deux maris, 1803), "Текели" (Tekeli, 1803), "Крепость на Дунае" (La forteresse du Danube, 1804), "Ангел хранитель, или Женщина-демон" (L’ange tutélaire, ou Le démon femelle, 1805), "Цистерна" (La citerne, 1809), "Развалины Вавилона" (Les ruines de Babylone, 1810), "Собака Монтаржи" (Le chien de Montargis, ou La forêt de Bondi, 1814, русск. перев. — "Обриева собака") и др.
Пьесы П. были переведены почти на все европ. языки, в том числе и на русский, и с успехом шли на русской сцене, начиная с 1803.
Библиография: I. Théâtre choisi, 4 vv., Nancy, 1841—1843; Guerre au mélodrame, Paris, 1818. Часть пьес П. вошла в многотомный сборник Le peintre, Répertoire général du théâtre français, 5-me série: Melodrames, 20 vv., P., 1818—1825. Русские переводы П., печатные и литографированные, очень многочисленны; все они собраны в Центральной библиотеке русской драмы в Ленинграде.
II. Virely A., Guilbert de Pixérécourt, P., 1909; Hartog W. G., Guilbert de Pixérécourt, sa vie, son mélodrame, sa technique et son influence, P., 1913; Heal F., Guilbert de Pixérécourt, sein Leben und seine Werke, Erlangen, 1912; Estève E., Les droits d’auteur de Guilbert de Pixérécourt, "Revue d’histoire littéraire de la France", P., 1919; Marsan J., Le mélodrame et Guilbert de Pixérécourt, "Revue d’histoire littéraire de la France", VII, Paris, 1900, p. 196—220; Lacey A., Guilbert de Pixérécourt and the French romantic drama, Toronto, 1928. См. также библиографию к ст. "Мелодрама".
С. М-ский
Другие люди и понятия:
ПИЛЬНЯК (Вогау) Борис Андреевич [1894—] — современный писатель. Отец — ветеринарный врач из колонистов немцев Поволжья, мать из купеческой семьи. В 1913 окончил реальное училище в Н.-Новгороде, в 1920…
ПИЛЬСКИЙ Петр — критик, беллетрист. После Октября — белоэмигрант. Деятельность П. развертывалась после революции 1905. В своих статьях П. выступал против Арцыбашева и буржуазного декаданса и…
ПИНДАР [ок. 518—442 до нашей эры] — греческий поэт; принадлежал к знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии, певцом которой П. и является. Его…