О - П
Орешин
ОРЕШИН Петр Васильевич [1887—] — современный поэт и прозаик. Р. в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвященные войне ("Смертонос", "Проклятая война", "Отчего не рыдают камни?", "Завтра" и др.), направлены против "алой бойни", но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обреченности, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах О. часто разрабатывал тему "голодного, болезного села", "безысходного горя" трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы О. исчерпываются стремлением к сытому "крестьянскому раю". В канун пролетарской революции творчество О. — преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства ("Волчья жизнь", "Зверюга" и др.), идеализация стихийной "могучей" силы "русского мужика" — характерны для раннего О. Социалистического характера Октябрьского переворота О. не понял. В период 1917—1921 О. отражал события гражданской войны ("На пашне", "Трудовая" и отчасти поэма "Крестный путь") с позиций трудящегося крестьянства.
В период 1923—1928 О. кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр — поэмы. В поэмах "Селькор Цыганок", "Милиционер Люкша", "Учитель Чиж", "Васька" и др. О. пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах "Окровавленный май", "Вера Засулич", "Распутин", "Матрос Иван", "9-ое января" О. изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлеченно-моральным противопоставлением "добра" и "зла". Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении О. в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жестокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание "злой судьбы" поэта в советской действительности ("У памятника Пушкину", "Трагедия", "Василек"), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города ("Как ярый спрут, ползет по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль" и т. п.) — характерны для его книги "Откровенная лира". Пробует О. сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает ее поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.
Стихи О. страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым, но лишен яркого своеобразия и силы последнего.
Проза в творчестве О. занимает меньшее по сравнению с поэзией место ("Ничего не было", 1926; "Жизнь учит", 1928, и "Злая жизнь", 1931). В прозе Орешин дает воспоминания о детстве и юности. "Злая жизнь" рисует эпизоды из жизни подростка — выходца из полупролетарской среды — в условиях капитализма, причем дано разоблачение купеческого хищничества, "накопительства". Хроника "Людишки" [1927] посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой гл. обр. в разрезе бытовых изменений. Проза О. перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.
Библиография: I. Поэзия: Зарево, изд. "Революционный социализм", М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. "Красная новь", М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. — П., 1923; Почему из крупных сел на простор народ пошел? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. — Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. — Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. "Федерация", М., 1928; Вторая трава, изд. "Московского т-ва писателей", М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. "Красная новь", М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. — Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. "Красная новь", М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. — Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва — Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. "Московское т-во писателей", Москва, 1931.
II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, "На литературном посту", 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах "Литературной газеты", там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, "Земля советская", 1930, III.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
Б. Другов
Другие люди и понятия:
ОРЖЕШКО Элиза (точнее Ожешко, урожденная Павловская) [Orzeszkowa, 1842—1910] — выдающаяся польская писательница. Р. в Гродненской губ. в семье крупного помещика. Пережила и активно поддерживала…
ОРКАН Владислав (псевдоним Франца Смерчинского) [1876—1930] — польский писатель. Происходил из галицийских крестьян. Современник "Молодой Польши" (см. "Польская литература"), О. не…
ОРЛАНД Григорий Маркович [1898—] — современный еврейский советский писатель. Р. в Тетиеве (бывш. Киевская губ.). Начал писать в 1922 после демобилизации из Красной армии, где служил добровольцем в…