О - П
Орловский К.
ОРЛОВСКИЙ К. [1843—1913] (псевдоним Константина Федоровича Головина) — беллетрист, критик и публицист. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете, служил в министерстве государственных имуществ. По своим политическим взглядам О. принадлежал к идеологам крупного дворянства 80—90-х гг. Подобно ряду видных идеологов этой группы, возглавляемой М. Н. Катковым, О. боролся с революционными течениями эпохи, в частности с народничеством. В области публицистики ему принадлежат работы "Сельская община в литературе и действительности" [СПБ, 1887], "Социализм как политическое учение" [СПБ, 1892] и др. О. было написано довольно большое количество романов и повестей (12 тт., изд. Маркса, СПБ, 1903), печатавшихся гл. обр. в редактировавшемся Катковым "Русском вестнике". В своих романах — наиболее известны из них "Вне колеи" [1882], "Дядюшка Михаил Петрович" [1886], "Молодежь" [1887—1889] и др. — О. выступает как защитник интересов дворянского патриархализма, с резким недоброжелательством относящийся к либералам и официальным сферам, "потворствующим крамоле". Этот комплекс мотивов приближает О. к главному и присяжному романисту этого лагеря — Маркевичу (см.), отражавшему в своем творчестве ту же идеологию дворянской "оппозиции справа". Под своей настоящей фамилией (Головин) О. выпустил в свет книгу "Русский роман и русское общество" [СПБ, 1897, изд. 2-е, СПБ, 1902, изд. 3-е, СПБ, 1914]. В ней он стоит в общем на тех же идеологических позициях. Представление о них дает оценка Головиным "Что делать" как романа, который "затронул две наиболее отзывчивые струны человеческого сердца — жажду легкого счастья (!) и потребность (!) аскетического самоотвержения" — или столь же пошлое сожаление о том, что весь огромный талант Щедрина "пошел на борьбу со злобой дня, на такой односторонний и узкий вид творчества, как сатира". Несмотря на столь резкий консерватизм оценок, книга Головина небезынтересна: см. напр. в ней язвительную критику либерализма Тургенева, половинчатость которого для Головина была очевидной. Книга о романе выдержана в плане идеологического анализа, и проблемы чисто художественные в ней почти не трактуются.
Библиография: I. Кроме упомянутого в тексте: Мои воспоминания, 2 тт., СПБ, 1910; Осенний вечер и др. новые рассказы, СПБ, 1912.
II. Михайловский Н. К., Сочинения, т. V, СПБ, 1897 (Письма постороннего в ред. "Отечественных записок" — о романе "Вне колеи"); Сементковский Р., Русский роман и главный его герой, "Исторический вестник", 1897, VI; "Мир божий", 1897, VII; "Русские ведомости", 1897, № 156; Скабичевский А., "Сын отечества", 1897, №№ 275 и 282 (и в его "Истории новейшей русской литературы", несколько изданий); Морозов П., Судьбы русского романа, "Образование", 1898, I, и "Русская мысль", 1898, V; Арсеньев К., "Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук", том LXXIII, 1903 (XIII присуждение премий Пушкина); Ашевский С., "Мир божий", 1904, X; Анненский И., "ЖМНП", 1905, XII.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ, 1910.
А. Ц.
Другие люди и понятия:
ОРСИНИ [Giulio Orsini, 1838—1915] (псевдоним Gnoli Domenico) — итальянский поэт. Последовательный выразитель идей итальянской буржуазной интеллигенции, О. примыкал к "римской школе". О. показал себя…
ОРФОГРАФИЯ [греч. orthós — "правильный", graphē — "письмо"], или правописание, — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных написаний "другова",…
ОРФОЭПИЯ — слово, переводимое как "правильное произношение" [греческое orthós — "правильный" и épos — "слово"]. В О. ставится вопрос об определенном способе произношения слов,…