О - П
Омофония
ОМОФОНИЯ [от греч. hómos — "сходный" и phónos — "звук"] — стиховедческий термин, употребляющийся гл. обр. французскими исследователями стиха (P. Verrier, M. Grammont, E. Martin и др.) и обозначающий звуковую однородность стихотворной, шире — вообще художественной речи. В этом смысле к О. относят такие виды звуковой организации стиха, как аллитерацию, ассонанс, консонанс и рифму (см. соотв. статьи). Во всех этих случаях мы имеем дело с повторением однородных в звуковом отношении (омофоничных) явлений. Кроме того при анализе О. учитывают и такие звуковые явления, как ритм, систему интонирования (паузы и т. п.), короче, все, что усиливает звуковую однородность художественной речи. В этом смысле понятие омофонии охватывает все стороны звуковой организации стиха, независимо от того, в каких речевых явлениях эта звуковая однородность в данном случае сказалась.
В зависимости от характера лит-ого стиля меняется и его омофонная организация. Так напр. в русской лит-ре XVIII в. характерна тенденция избегать звуковых повторов внутри стиха; Ломоносов в "Риторике" советует "остерегаться от частого повторения одного письмени" ("тот путь тогда топтать трудно"); Дмитриев в басне "История" по поводу строки "В таком то образе отечества отец" делает специальную сноску: "Кто-нибудь из моих критиков заметит, что в этом стихе три речения сряду начинаются с одной буквы. Винюсь перед ним и беру этот грех на мою совесть"… Наоборот у символистов находим совершенно иное отношение к О. стиха: "стремление максимально насытить стих омофоническими элементами" ("чуждый чарам черный челн", Бальмонт и др.) и т. д.
В лингвистике понятие О. связано с построениями идеалистической социологии яз., с учением об однородности звуковой организации каждого яз. в каждую определенную эпоху его исторического развития, с утверждением обусловленности этой однородности единством национального стиля (школа Фосслера) или национального типа (Иордан). Как стиховедческий термин понятие О. в указанном выше смысле связано с понятием стиля, обусловлено им и следовательно может быть освобождено от идеалистической трактовки.
Библиография: Артюшков А., Звук и стих, П., 1923; Его же, Стиховедение (Качественная фоника русского языка), М., 1927; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931, стр. 42 и сл.; Verrier P., Essai sur les principes de la métrique anglaise, 1-re partie, P., 1909; Grammont M., Le vers français, P., 1923; Martin E., Les symétries du français littéraire, P., 1924; О лингвистических основах понятия "омофония" см.: Jordan, Sprache und Gesellschaft, в сборн. "Hauptprobleme. Erinnerungsgabe für Max Weber", München, 1923; Schrijnen J., Einführung in das Studium der Indogermanischen Sprachwissenschaft, Hdlb., 1921.
Л. Тимофеев
Другие люди и понятия:
ОМУЛЕВСКИЙ (псевдоним Иннокентия Васильевича Федорова) [1836—1883] — русский писатель. Р. в Петропавловске на Камчатке, в семье исправника. Детство и юность провел в Иркутске, откуда, не кончив…
OHE Жорж [Georges Ohnet, 1848—1918] — французский писатель. Ряд романов и пьес О. (переделки тех же романов для сцены), объединенных в серию под названием "Жизненные битвы" (Les batailles de la vie), представляют…
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — вид строфы, примененный Пушкиным в "Евгении Онегине" (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы "Таврида" в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных…