Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Омулевский

ОмулевскийОМУЛЕВСКИЙ (псевдоним Иннокентия Васильевича Федорова) [1836—1883] — русский писатель. Р. в Петропавловске на Камчатке, в семье исправника. Детство и юность провел в Иркутске, откуда, не кончив курса в местной гимназии, уехал в Петербург. Подобно значительной части сибирской интеллигенции, О. вырос под влиянием политических ссыльных, в данном случае — декабристов и поляков. При помощи последних еще в Иркутске О. изучил польский яз., и первым его лит-ым дебютом была книжка переводов "сонетов" Мицкевича. В Петербурге О. сблизился с кружком Н. М. Ядринцева, вокруг к-рого группировалась сибирская молодежь, проникнутая идеями тогда еще не четко оформленного областничества, и принимал участие в главнейших демократических журналах той поры — "Современнике", "Искре", "Деле" и др. В 1870 в "Деле" появился его роман "Шаг за шагом" ("Светлов, его взгляды, характер, деятельность") — яркий памятник просветительства революционно-демократической интеллигенции, боровшейся за "американский" путь развития капитализма. Идея романа — "итти шаг за шагом — не значит плестись, напротив, это значит решительно и неуклонно итти к своей цели без скачков…" О. дал в своем романе развернутую программу этой подготовительной деятельности, заставляя своего героя на практике разрешать основные проблемы современности: семейный вопрос, проблему воспитания, женский вопрос, проблему культурной работы в народе, роль интеллигенции. Его герой принимает участие и в рабочем движении, противопоставляя стихийным проявлениям протеста рабочей массы спокойную продуманность действий вождя-интеллигента; последний эпизод является центральным в романе и представляет собой первую и очень смелую попытку изображения в лит-pe рабочего восстания и стачки. О. свойственна идеализация "мира", к-рый руководит всем в жизни рабочих, и стоящих во главе его "дедов", являющихся по существу крепкими хозяйственными мужичками.

Особую остроту придало роману введение в качестве действующих лиц двух фигур старых революционеров: один — поляк-декабрист, в другом своеобразно отложились реальные черты Бакунина и Петрашевского. Связь с ними главного героя и их участие в рабочем восстании должны были подчеркнуть революционную традицию и преемственность, причем автор заставил этих старых деятелей подчиниться авторитету своего чрезмерно идеализированного героя. Ярко выражены в романе материалистические, антирелигиозные тенденции. Все это обусловило огромную популярность "Светлова" в кругах демократически настроенной интеллигенции 70-х гг. и вызвало сильнейшие цензурные преследования книги, к-рая смогла снова появиться перед читателем только после 1905.
Просветителем-шестидесятником является О. и в своей лирике. Ее главнейшим мотивом является апофеоз "честного труда". Как разночинцу О. свойственна проповедь женской эмансипации ("Битва"), которая обычно сочетается с издевкой над буржуазной семейной моралью ("Задушевная беседа"). О. принадлежит помимо лирических и юмористических стихотворений множество переводов, гл. обр. из А. Мицкевича и Виктора Гюго.
Лирика О. пользовалась огромной популярностью в Сибири и создала там многочисленных подражателей.

 Библиография:  I. Мицкевич в переводе Омулевского, Сонеты, СПБ, 1857; Шаг за шагом, Роман, "Дело", 1870, № 1, 2, 3, 4, 6, 12 [отд. изд., СПБ, 1871; изд. Трапезникова, СПБ, 1874; изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1896 (оба последних издания цензурой конфискованы и уничтожены); с предисловием И. Р., Гиз, М., 1923]; Песни жизни, Стихотворения Омулевского (И. В. Федорова), изд. библиотеки Иванова, СПБ, 1883; Деревенские песни, изд. то же, СПБ, 1884; Земной рай и тайны карьеры, Юмористические стихотворения Омулевского, СПБ, 1884; Полное собр. сочин. Омулевского (И. В. Федорова), под ред. П. В. Быкова, в 2-х тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1906 (с библиографией его сочинений).
II. Щедрин Н., Неизвестные страницы, "Academia", 1932, ст. "Светлов, его взгляды"; Петухов М. В., И. В. Омулевский, Томск, 1900; Азадовский М., Из литературы об областном искусстве, "Известия Института народного образования в Чите", вып. I, 1923; Его же, Сибирская литература, "Сибирская советская энциклопедия", т. III.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
М. Азадовский

Другие люди и понятия:

Оне

ОнеOHE Жорж [Georges Ohnet, 1848—1918] — французский писатель. Ряд романов и пьес О. (переделки тех же романов для сцены), объединенных в серию под названием "Жизненные битвы" (Les batailles de la vie), представляют… Полная информация

Онегинская строфа

Онегинская строфаОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — вид строфы, примененный Пушкиным в "Евгении Онегине" (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы "Таврида" в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных… Полная информация

О'Нейль

О'НейльО’НЕЙЛЬ Юджин Гладстон [Eugene Gladstone О’Neill, 1888—] — крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил… Полная информация