О - П
Паке
ПАКЕ Альфонс [Alfons Paquet, 1881—] — немецкий поэт и беллетрист. Начиная с 1903 совершил в качестве газетного корреспондента ряд больших путешествий. Вначале для творчества П. характерен импрессионизм. Но уже в первых его сборниках стихов ("Lieder und Gesänge", 1902, — "Песни и напевы"; "Auf Erden", 1906, — "На земле") и описаниях путешествий обозначилось то направление, к-рое в дальнейшем становится все более и более преобладающим у П.: от впечатления он переходит к символу, от символа к мистике. Политически беспринципный, П. увлечен "необычным".
Восприятие его отличается гиперболизмом и, как это свойственно представителям рантьерской интеллигенции, пассивной созерцательностью. Пассивность маскируется у П. героикой, которая по существу вызвана лишь эстетским пристрастием к жесту. Эта черта ярче всего выразилась в прозаических произведениях П.; особенно фальшивы его изображения культуры и нравов дальних стран благодаря напряженным поискам таинственного в них, благодаря тому, что, по П., художественному показу подлежит "мистически искупленное, созданное воображением". Правда, он потрясен "неизлечимой нищетой" городов, он восхищается их "стремлением к невозможному", но на картину их борьбы он смотрит глазами эстетически заинтересованного "одиночки". Далекий от понимания классовых сил истории, П. видит и в русской революции лишь романтический блеск героической трагедии ("Im kommunistischen Russland", 1919, — "В коммунистической России"; "Der Geist der russischen Revolution", 1919, — "Дух русской революции"); в самоотвержении пролетариата ему чудятся гл. обр. морально-религиозные побуждения, в образах вождей — психологические загадки.
П. пробовал свои силы и в области драмы ("Limo, der grosse beständige Diener", 1913, — "Лимо, великий верный слуга"; "Sturmflut", 1926, — "Бурный поток"). На оккупацию Рейнской области Паке откликнулся (и как писатель и как публицист) в националистических тонах. По отношению к фашизму Паке занял примиренческую позицию, что вполне согласуется с эстетским по существу характером этого беспринципного художника крупной буржуазии.
Библиография: Кроме указанного в тексте: Schutzmann Mentrup…, Köln, 1901; Kamerad Fleming, Frankfurt a. M., 1911; Held Namenlos, Jena, 1912; Erzählungen am Bord, 2 Aufl., Frankfurt a. M., 1914; Der Kaisergedanke, Frankfurt a. M., 1915; Der Rhein als Schicksal, München, 1920; Rom oder Moskau, München, 1923; Delphische Wanderung, München, 1922; Drei Balladen, München, 1923; Die Prophezeiungen, München, 1923; Der Rhein, eine Reise, Frankfurt a. M., 1923; Die neuen Ringe, Frankfurt a. M., 1924; Fahnen, München, 1923; Ausblick auf das Meer, Stuttgart, 1925; Lusikas Stimme, Stuttgart, 1925; Die alte Sparkasse, Hamburg, 1927; Städte, Landschaften und ewige Bewegung, Hamburg, 1927; William Penn, Augsburg, 1927; Antwort des Rheines, Augsburg, 1928.
II. Eloesser A., Alfons Paquet, "Das literarische Echo", 1912, № l (Octob.); Bulle F., Alfons Paquet als Dichter, "Die Tat", 1915, Dec.; Wieser S., Alfons Paquet, "Die Bücherwelt", 1915, Apr.; Offenburg K., Alfons Paquet, "Die Glocke", 1923, № 45 и 46.
III. Baldus A., Alfons Paquet, "Die Schöne Literatur", 1928, № 2.
Г. Гупперт
Другие люди и понятия:
ПАКЕНТРЕЙГЕР Соломон Иосифович [1891—] — критик группы "Перевал". Р. в семье служащего. Пакентрейгер против вмешательства "рассудка" и мировоззрения в область художественного…
ПАЛАМАС Костас [1859—] — известный новогреческий поэт, беллетрист и критик. Член Афинской академии. Первый сборник стихов П. "Песни моей родины", включающий юношеские стихотворения,…
ПАЛАСИО ВАЛЬДЕС Армандо [Armando Palacio Valdés, 1853—] — испанский романист, один из самых реакционных представителей буржуазной лит-ры конца прошлого века. За первым, доставившим ему широкую…