О - П
Паламас
ПАЛАМАС Костас [1859—] — известный новогреческий поэт, беллетрист и критик. Член Афинской академии.
Первый сборник стихов П. "Песни моей родины", включающий юношеские стихотворения, появился в 1886. За ними следуют: сборник стихов "Гимн Афине" [1889], представляющий попытку возродить классический гомеровский гимн, и книга "Глаза моей души" [1892], написанная под непосредственным влиянием французских парнасцев. Все эти сборники носят чисто подражательный характер и не представляют большой художественной ценности. Лишь в последующих книгах стихов П. освобождается от подражания чужим образцам и проявляет свою художественную индивидуальность. Но полного расцвета его творчество достигает лишь в произведениях, написанных после 1900. Его "Неколеблющаяся жизнь" [1904], "Двенадцать песен цыгана" [1907] и "Царская флейта" [1910], написанные на разговорном греческом яз., по своим художественным достоинствам выдвигают П. в первые ряды новогреческой лит-ры. Писатель мелкобуржуазной интеллигенции, весьма близкой отечественной буржуазии, "деятельный сотрудник последней", П. в своем творчестве и в своей лит-ой деятельности борется за идеи современной греческой буржуазии — за буржуазно-националистическую культуру, за создание новой "великой Греции". Наряду с огромным преобладанием чисто патриотических стихотворений в творчестве П. [1900—1910] встречаются также и произведения, проникнутые жалобами на социальную несправедливость и сочувствием к пролетариату: "Держись, наступай, рабочий, как богатырь"; "Бей, рабочий-мститель" и т. д. (стихотворения "Спартакос", "Разрушитель", "Рабыни-женщины" и др.). Здесь П. отдает дань увлечению мелкобуржуазной интеллигенции "рабочим вопросом" в эпоху подъема революционной борьбы в Греции в начале XX в. Протест однако ограничивается рассуждениями о борьбе "вообще" и требованием сострадания к меньшим братьям. Его "революционность" по существу оказалась однако пустой патетической фразой. Писатель быстро превратился в урапатриота и трубадура национальной буржуазии. Все его новейшие произведения — сплошной гимн грабительским войнам греческих империалистов. П. воспевает ненависть против врагов родины и "большевиков-волков" ("Пятислоги", "Патететические разговоры") и становится наемным стихотворцем шовинистической буржуазии — д’Аннунцио греческого фашизма.
Библиография: I. Кроме указанного в тексте на новогреч. яз. — Стихи: Приветствия дочери солнца, 1900; Общество и одиночество, 1912; Мечты морского озера, 1912; Алтари, 1915; Несвоевременные, 1919; Сонеты, 1919; "Пятислоги" и "Патетические разговоры", 1925. Критика: Творчество Кристаллиса, 1894, Соломос, 1901; Писания, 1907; Героические личности и тексты, 1911; Первые критические статьи, 1913; Аристотель Валаоритис, 1914; Визиинос и Кристаллис, 1916; Юлий Типалдос, 1916; Как поем смерть девушки, 1918, и Прозаические пути, 2 тт. Рассказы: Смерть молодца, 1901, и Рассказы, 1920. Драма: Трисевгени, 1903. На иностранные яз. переведены следующие произведения П. — на англ. яз.: Life immovable with Introduction and Notes, Cambridge, 1919; A Hundred Voices and Other Poems, from the second part of Life immovable, Cambridge, 1921; Royal Blossom or Trisevyenne, L., 1923; A Man’s Death, в сб. "Modern Greek Stories", N. Y., 1920; на франц. языке: Œuvres choisies, Poésie et prose, trad. du néo-grec p. E. Clement, 2 vv., P., 1922; II. Pernot, La Grèce actuelle dans ses poètes, P., 1921; Hesseling, Histoire de la littérature grecque moderne, P., 1924, pp. 108—112; Palmieri A., I quinarii di Kostis Palamas, "I libri del giorno", 1926, VI.
И. Криэзис
Другие люди и понятия:
ПАЛАСИО ВАЛЬДЕС Армандо [Armando Palacio Valdés, 1853—] — испанский романист, один из самых реакционных представителей буржуазной лит-ры конца прошлого века. За первым, доставившим ему широкую…
ПАЛАЦЕСКИ Альдо [Aldo Palazzeschi, 1885—] — итальянский поэт. Р. в крупнобуржуазной семье во Флоренции. В 1905 дебютировал сб. "I cavalli bianchi". Палацески примыкает к футуризму, занимая однако в среде…
ПАЛЕОАЗИАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Палеоазиатские народы (чукчи, коряки, ительмены, гиляки, юкагиры, кеты и др.) до сих пор не имели своей письменности. Словесность их исчерпывается устным…