Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Памфлет

ПамфлетПАМФЛЕТ — представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача П. состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. П., создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать еще сильнее удар по политической линии, им представляемой.
Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего "типический характер", причем в отличие от художественного обобщения П. имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (т. е. прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).
Естественно, что П. определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, к-рые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной лит-ры: П. ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется еще и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Так. обр. П. является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, к-рый в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в "Бесах" Достоевского). Так. обр. отношение П. и художественной лит-ры весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о П. является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. "Публицистика").
Л. Т.
Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский [1466—1536]. Его "Похвала глупости" (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же "Письма темных людей" (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену [1488—1523] сверх того принадлежат памфлеты: "Булла" (Bulla), "Советчики" (Consilia, 1521), "Разбойники" (Praedones, 1521).
П. был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых П. и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона [1608—1674] против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров [Лилльберн, 1614—1657] наводнила страну боевыми П. против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта [1667—1745] как автора П. "Письма суконщика" (Drapier Letters, 1724) и "Сказка бочки" (Tale of a Tub, 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в П. "Кратчайший способ расправы с диссидентами" (The shortest Way with the Dissenters, 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. П. пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк [E. Burk, 1729—1797] прославился яркими П. В П. "Письма о цареубийственном мире" (Letters on a Regicide Peace, 1796) он требовал продолжения войны с Францией.
Новый вид П. создается в политической литературе французской революции XVIII в. и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие еще в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название "мазаринад"). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой лит-ры. Она стала острым оружием "просветителей" XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса "Что такое третье сословие"?…" (Qu’est-ce que le tiers état?.., 1789) — с историческими словами "что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем" — обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.
Собранием П. по существу были первые политические газеты, рожденные Великой французской революцией. Газета "Революции Франции и Брабанта" (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Дюмулена была лишь продолжением его П. "Письма фонаря парижанам" (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и "Друг народа" (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.
Политическая газета родилась из П., но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. П. как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид П. Овладев газетой и сделав ее орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает П. в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет диференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму "передовых", полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.
Современем П. делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX в. создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье [1772—1825], де Корменен [1788—1868], Рошфор [1830—1913], в Германии — Бёрне ("Менцель-французоед" — "Menzel der Franzosenfresser", 1836), Гейне [ 1797—1856]. В Англии П. получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с "законом о бедных" [1828—1834], "хлебными законами" [1841—1848], Крымской войной, восстаниями в Индии и Ирландии и пр. В России П. не получил широкого развития. Его придушила царская цензура, освобождавшая от предварительного просмотра и разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. "Письмом к Гоголю" — ярким политическим П. — Белинский прорвал цензурно-критическую преграду. П. по сути своей было "философское письмо" Чаадаева.
Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии.
Русский П. был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.
П. является острым литературным оружием и революционного пролетариата. Молодой Энгельс избрал П. для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название "Шеллинг — философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную" (Schelling der Philosoph in Christo…, 1842). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический П. эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против "левых гегельянцев" направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса "Святое семейство, или критика критической критики" (Die heilige Familie…, 1845). Из позднейших памфлетов Маркса "18 брюмера Луи Бонапарта" (Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte, 1852) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго "Маленький Наполеон" (Napoléon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную лит-ру. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ. во Христе" Соединение глубокого классового анализа с блестящей полемической формой дает памфлет В. И. Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Характер П. носят некоторые лит-ые выступления М. Горького против реакционной капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как "Город желтого дьявола", "Русский царь", "Прекрасная Франция". Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных П. дает книга К. Радека — "Памфлеты и портреты" (I и II тт.).
Так. обр. каждый класс на том или ином этапе своего развития создает свой П., насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда — конкретно-историческое классовое качество П. как одного из средств идеологической борьбы класса.

 Библиография:  Davies M., Icon líbellorum or a critical History of Pamphlets, L., 1715; Oldys W., History of tne Origin of Pamphlets, в кн.: Morgan J., Phoenix Britannicus, L., 1732; Blakey R., History of political Literature from the earliest Times, 2 vv., L., 1855; Waugh A., The Pamphlet Library, 4 vv., L., 1897—1898; Hunt R. N. C., Some Pamphlets of the Revolt of the Netherlands against Spain, "English historical Review", 1929, July; Aiméras H., d’, Les pamphlets sous la régence de Marie de Medicis, "Revue politique et littéraire", 1930, I/III.
Д. Заславский

Другие люди и понятия:

Пан

ПанПАН [Pan, Paon — пасущий, латинск. — Faunus] — греческое божество, чтившееся гл. обр. в горной пастушеской Аркадии, к-рая в отношении социального развития являлась одной из наиболее отсталых областей… Полная информация

Панаев

ПанаевПАНАЕВ Иван Иванович [1812—1862] — русский писатель и журналист. Р. в Петербурге в дворянской семье; учился в благородном пансионе. Выступил в печати в начале 30-х годов в качестве поэта. Первые его… Полная информация

Панаева

ПанаеваПАНАЕВА Авдотья Яковлевна [1819 или 1820—1893] (по второму мужу Головачева) — писательница. Жена писателя И. И. Панаева (см.). С 1846 около 15 лет была гражданской женой Н. А. Некрасова. Лит-ую деятельность… Полная информация