О - П
Пандзини
ПАНДЗИНИ Альфредо [Alfredo Panzini, 1863—] — итал. писатель. Р. в гор. Сентигаллия. Учился в Болонье у Кардуччи на лит-ом факультете. В настоящее время — академик. П. — яркий представитель итальянского "провинциализма". Идеологически связанный с наиболее патриархальными, замкнутыми и вместе с тем инертными кругами провинциального мещанства, теснимого крупным капиталом и не видящего выхода из этого положения, П. пропитывает свои романы и новеллы грустью, горькой иронией, не посягающей однако на буржуазный строй, но служащей по существу его защите. Он предан Италии прошлого — "маленькой Италии" — с ее уютом, патриархальным укладом, людьми, подающими надежды, но не имеющими возможности их осуществить. Даже годы империалистической войны, бывшие для большинства итальянских писателей поворотной точкой к "великой" Италии, не изменили П. Его излюбленным героем является чуждый жизни мечтательный идеалист-интеллигент, лишенный определенных устремлений, не способный на борьбу. К годам творческого расцвета относятся лучшие произведения П. — "Le fiabe della virtù" [1905], "La lanterna di Diogene" [1907], "Santippe" [1913]. После войны П. пишет книгу "Il padrone sono me" (Хозяин — это я), где направляет свой сарказм против крестьян, к-рые, по мнению П., нажились на войне за счет мелкобуржуазных интеллигентских слоев города.
Сознание невозможности примирить противоречия между реальной жизнью и идеалом делают его пессимистом; особенно характерна в этом отношении "La pulcella senza pulcellaggio" [1925]. Подъем революционного движения пролетариата, угрожающего, по мнению П., цивилизации Запада, усиливает наиболее реакционные стороны его мировоззрения. Однако П. чувствует, что принять активное участие в этой схватке он не может ("Il diavolo nella mia libreria", 1920; "Il mondo è rotondo", 1921; "Il padrone sono me", 1922). В последнее время П. стремится приспособиться к фашизму, усвоить его демагогическую фразеологию; в его творчестве все громче начинают звучать националистические нотки. П. необычайно плодовит. Его романы и новеллы заполняют страницы журналов. Его перу принадлежит также ряд работ по вопросам литературы и истории (о Кардуччи, Кавуре, комментарии к элегиям Овидия, эклогам Вергилия).
Библиография: II. Рубцова Г., Современная итальянская литература, Л., 1930; Borgese G. A., La vita e il libro, 3-a ser., Torino, 1913; Russo L., I narratori, Roma, 1923; Rossi V., Storia della litteratura italiana, vv. I—III, Milano, 1928; Mormino G., Alfredo Panzini, 2-a ed., Milano, 1930.
Д. М.
Другие люди и понятия:
ПАНДУРОВИЧ Сима [1883—] — современный сербский поэт. Лит-ую деятельность начал в 1901 как один из руководителей модернизма под сильным влиянием французского символизма. В 1904 П. редактировал журнал…
ПАНЕГИРИК [греческое panēgyrikós, от panēgyris — "всенародное торжество"] — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление. В истории литературы и главным образом…
ПАНИВ Андрей [1889—] — современный украинский писатель. Р. в с. Прорубе, б. Сумского у., в бедной крестьянской семье. Учился в Курской учительской семинарии и в Харьковском институте народного…