Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Папини

ПапиниПАПИНИ Джованни [Giovanni Papini, 1881—] — итальянский писатель. Р. во Флоренции в бедной мещанской семье. О воспитании, детстве и юности П. дает много сведений его автобиографический роман "Конченный человек". Творческий путь П. крайне извилист. "Капризный бродяга без руля", как писатель сам себя называет, П. в поисках выхода из мрачного лабиринта, каким ему рисуется жизнь, все время мечется, проходя в порыве искания стадии от футуризма через буддизм, анархизм и атеизм до фашизма и католицизма. П. не посягает на капиталистический строй, даже когда "бунтует" против него; его "бунт" всегда сугубо индивидуалистичен, метафизичен, часто это всего лишь протест против филистерства, не способного устремляться в царство "духа", "великих дарований". В этом отношении показателен его приход к фашизму, венчающий "искания" писателя. Судьба П. типична для большого количества мелкобуржуазных писателей современной Италии, среди к-рых П. занимает выдающееся место. Наделенный значительным талантом, широко образованный, П. принадлежит к числу виднейших итальянских писателей XX в.
В своем первом сборнике новелл 1903 "Il tragico quotidiano" (Трагическая ежедневность) он показал себя парадоксальным новатором, изобретательным фантастом. Стремясь "подчеркнуть в природе и жизни невидимое, мучительно-загадочное", П. создает "род абсурдных, невероятных и нереальных историй", глубоко изощренных и болезненно утонченных. Он тщательно работает над языком, над формой, достигая здесь своеобразной виртуозности. Годы сотрудничества в "Voce" [1908—1916] и последующие [1916—1920] — период наибольшего расцвета П. Буржуазная критика поет дифирамбы П., буржуазный читатель преклоняется перед ним. Крупнейшим созданием П. этого периода может считаться автобиографический, необычайно остро и темпераментно написанный роман "Un uomo finito" (Конченный человек, 1913). Эта книга — своего рода исповедь П., в к-рой он с беспощадной откровенностью излагает историю своих порывов и падений. Окруженный "темным и страшным миром", П. то видит в себе апостола, к-рому суждено "спасти" человечество, то осознает себя "конченным человеком", опустошенным и ничтожным. Книгу завершают слова: "И если я уже не представляю собой более ничего, то это потому, что хотел быть всем". Этот роман П., лучшее из написанного им, является ярким документом колебаний и метаний мелкобуржуазной интеллигенции на рубеже XX в., когда в связи с переходом капитализма к империалистической стадии своего развития заметно усилилось наступление крупного капитала на широкие слои мелкой буржуазии. Значительно менее ярки фрагменты П., собранные в "Opera prima" [1917] и "Giorni di festa" [1918], содержание к-рых взято из воспоминаний детства и повседневных наблюдений. Переходя в лагерь футуристов, П. увлекается только боевой стороной их деятельности, их проповедью "великой Италии", борьбой с академизмом за "абсолютную свободу", освобождение от "исторических кладбищ" и т. п., не разделяя однако положений поэтики футуризма. Он обнаруживает крайний "радикализм", нападая на учреждения и нравы буржуазии, однако этот "радикализм" никого не вводил в заблуждение, так как по существу речь шла лишь об эпатировании буржуа-мещанина.
В годы войны Папини выпускает работу о Кардуччи, с к-рым крепче всего связан по линии лит-ых традиций. В годы, когда в Италии резко обострилась классовая борьба и на горизонте появился призрак пролетарской революции, П. приходит к католицизму и через него к фашизму. В 1920 он выпускает "Storia di Cristo", трактуя Христа по-толстовски. П. проповедует необходимость непротивления злу, борьбу за уничтожение денег и воспринимает христианство как некую высшую ступень революционного сознания. Дальше своеобразного "евангельского социализма" П. не идет, он не только не призывает угнетенные классы к борьбе, но всячески доказывает ненужность, "неразумность" ее. Стихи сборника "Pane e vino" [1926] отмечены печатью францисканского смирения и простоты. За последние годы появляются почти одновременно две крупные вещи П. — книга о блаженном Августине "San Agostino" [1929] и "Gog" [1930]. Наибольший интерес представляет "Гог" — произведение, как отмечает критика, формально очень своеобразное, не подходящее под традиционные определения канонического порядка. В центре произведения — метис Гог, сын белого и девушки маори, с к-рым автор связывает проблему расовой наследственности. Для интриги П. вводит в "Гог" встречу автора с героем в доме умалишенных, где автор получает дневник без датировки и последовательности изложения. П. затрагивает также в "Гог" самые различные вопросы науки, искусства, техники, дает портреты самых необыкновенных и интересных типов. Пытаясь наметить критику современного буржуазного общества, он однако не поднимается даже до остроты своих ранних произведений, — сатира "Гога" крайне поверхностна; стоя на почве буржуазной действительности, Папини чаще всего просто эпатирует буржуазного читателя, не думая вовсе о борьбе с основами капиталистического строя. В 1933 Папини выпустил книгу о Данте ("Dante vivo"). Став католиком и фашистом, П. в статье "Il Croce e la Croce" стремится убедить Б. Кроче в правильности своего "обращения", приводя в пример еще Честертона, Вуста и тем самым лишний раз подтверждая, что эволюционный путь, проделанный им, — удел многих представителей мелкобуржуазной интеллигенции Зап. Европы. Но придя через католицизм к фашизму, П. не встал в фашистские ряды столь же безоговорочно, как например д’Аннунцио. Индивидуалистом он остался и после "обращения", не растворившись всецело в потоке фашистской "унификации".
В начале своей лит-ой деятельности П. принимает горячее участие в журналистике: в 1903 он основывает и редактирует "Leonardo", издает "L’anima", принимает близкое участие в журн. "Voce", к-рый оставляет для работы вместе с Соффичи в футуристическом журн. "Lacerba" [1913—1915]. Произведения П. переведены на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

 Библиография:  I. Русские переводы: Трагическая ежедневность, [Рассказы], перев. Ю. Бальтрушайтиса, Р. да-Рома и Б. Я., под ред А. Л. Волынского, Гиз. Берлин, 1923; Конченный человек, перев. Р. да-Рома, под ред. А. Л. Волынского, Гиз, П., 1923; Пиранделло Л., Папини Дж., Бонтемпелли М., Новеллы, предисл. Вл. Лидина, изд. "Огонек", М., 1926.
II. Г. Р., "Звезда", 1924, I; Оксенов И., "Печать и революция", 1924, II (отзывы о "Конченном человеке"); Гаген, "Книгоноша", 1924, № 38(69) — отзыв о рассказах "Трагическая ежедневность"; Fondi R., Un costruttore: G. Papini, Firenze, 1922; Moscardelli N., Giovanni Papini, Roma, 1924; Palmieri E., Giovanni Papini (con bibliogr. a cura di T. Casini), Roma, 1927.
Д. Михальчи

Другие люди и понятия:

Парабаза

ПарабазаПАРАБАЗА [греч. parábasis — "выступление вперед", "продвижение"] — термин античной поэтики. Так называлось движение хора в древнегреческой комедии V в. до нашей эры, когда по окончании… Полная информация

Парадокс

ПарадоксПАРАДОКС [греч. parádoxos — "противоречащий обычному мнению"] — выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и… Полная информация

Параллелизм

ПараллелизмПАРАЛЛЕЛИЗМ. — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и… Полная информация