Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Пролог (в древнерусской литературе)

Пролог (в древнерусской литературе)ПРОЛОГ (в древнерусской лит-ре) — сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов-эпизодов, с расположением всех статей по дням года, из месяца в месяц. Составляя принадлежность письменности болгар, сербов и восточных славян, П. образовался в своей основе путем перевода одного из византийских "минологиев" или "синацсарей" — житийных сборников X—XI вв.; русское название "П." вероятно получилось по недоразумению от prólogos, т. е. "предисловия" к кодексу, послужившему оригиналом при переводе. Самый перевод, как думают, был произведен коллективным трудом, в к-ром участвовали и южные славяне и восточные, скорее всего в Константинополе, в начале XII в., причем к основной греческой части книги тогда же были присоединены памяти князей Бориса и Глеба, княгини Ольги, печерского игумена Феодосия, незадолго до того канонизованного [ок. 1108]. Вскоре же русский П. стал пополняться поучениями и легендами, прикрепляемыми к тем или иным календарным памятям из состава других переводных памятников: собраний поучений, патериков и т. п.; изредка сюда же включался и свой местный материал, примитивно приспособленный в тех случаях, когда он не отвечал церковному стилю чтения: ср. напр. под 30 ноября легенду о посещении апостолом Андреем Киева и Новгорода (без эпизода старшей, летописной версии того же рассказа — о мытье в новгородских банях, чему будто бы удивлялся апостол). По мере того как П. становился широко популярным, в него проникали отголоски устной легенды, иногда даже былинные. Дошедшие до нас старшие списки русского П. — Новгородские [конец XII в. и XIII в.]. К XIV в. существовала уже так наз. вторая, обширная редакция П., превзошедшая объем основной переводной части втрое. Позже П. рос и варьировался без особенной редакционной последовательности, применяясь вообще к среднему бытовому уровню духовенства и читателя-мирянина, включая часто оригинальные поучения — анонимно или под "святоотческим" псевдонимом. Успех П. объясняется двумя причинами: во-первых, сжатостью, тематической элементарностью его учительных статей, что делало их удобными к произнесению или чтению в определенные дни; во-вторых, широтой его содержания, к-рое охватывало всю социальную лестницу от "царей" до "рабов",— конечно с феодально-церковной точки зрения на общество. — От обычного (домонгольского происхождения) П. нужно отличать "стишной" П., появившийся у русских сравнительно поздно [XV в.] и в особом (болгарском) переводе; этот П., с краткими "стихами"-характеристиками святых перед началами их житий, сам не смог широко привиться, но послужил для дальнейшего осложнения П. обычного, в каковой роли вошел и в первопечатное московское издание 1641.

 Библиография:  См. "Русская литература".

Другие люди и понятия:

Прометей

ПрометейПРОМЕТЕЙ — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой лит-ре. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод в своих поэмах "Труды и дни" и "Теогония". Согласно Гезиоду… Полная информация

Пропагандистская литература

Пропагандистская литератураПРОПАГАНДИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — отрасль литературы, которая, используя форму литературы художественной, имеет своей самодовлеющей установкой наглядное разъяснение читателю определенных… Полная информация

Проперций

ПроперцийПРОПЕРЦИЙ Секст [ок. 49—15 до н. э.] — римский поэт эпохи перехода к Империи, один из виднейших представителей римской эротической элегии, к-рая в то время являлась лит-ым выражением оппозиции… Полная информация