Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Раешник

РаешникРАЕШНИК — рассказчик, показывающий раек — панораму с картинами, преимущественно лубочного характера, первоначально религиозного (откуда название панорамы), позднее самого разнообразного содержания. Роль Р. состояла не только в показывании картин, но и в даче пояснений к ним и зазывании публики, чем он приближается к балаганному "старику", или "деду". Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, толпившихся у балаганов в ожидании зрелища и плативших по копейке "с рыла" за удовольствие посмотреть на картинки, Р. развлекал их, передавая содержание картин, не без остроумия, хоть и весьма примитивно, подчас затрагивая политические темы (если поблизости не было полиции):
"Подходи,  люд  честной,  люд  божий, Крытый  рогожей, За  медный  пятак Покажу  все  этак  и  так.
Вот  французский  город  Париж, Приедешь — угоришь.
Ономедни  и  самому сенатору  Гомбету Подали  карету.
Дескать,  проваливай" (Лейферт А. В.,  Балаганы).
Сжатая, но образная речь Р., перемешанная острым словцом, пересыпанная метафорами, эпитетами, омонимами, повторениями, сравнениями, дала свой особый и раешный стиль, рифмованную прозу, близкую стиху народной драмы и речи Петрушки — героя кукольного театра.
Раешный стих вызывал много подражаний в лит-ре, в свою очередь испытывая ее воздействие: таковы "Сказка о попе и о работнике его Балде" Пушкина, некоторые стихотворения Д. Бедного и др.
В конце XIX в. роль Р. меняется, переходя целиком в репертуар народного театра. В годы революции раешный стих как форма народного творчества проникает в агитационные пьесы, стихи и т. п.; в многотиражках и стенгазетах раздел "Р." — одна из наиболее популярных форм сатиры и юмора.

 Библиография:  См. "Драма народная".
Н. Комовская

Другие люди и понятия:

‘Развлечение’

'Развлечение'"РАЗВЛЕЧЕНИЕ" — еженедельный московский "литературный и юмористический журнал с политипажами". Выходил с 1859 по 1905. Организован Ф. Б. Миллером, который и был его редактором и издателем… Полная информация

Развязка

РазвязкаРАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения "переворота в судьбе героя" и… Полная информация

Размышление, или медитация

Размышление, или медитацияРАЗМЫШЛЕНИЕ, или МЕДИТАЦИЯ — как форма философской лирики типично для сентиментализма, романтизма и др. литературных направлений, выдвигающих интроспекцию как основу творческого метода. В… Полная информация