П - Р
Райс
РАЙС Эльмер [Elmer L. Rice, настоящая фамилия Ф. Райценштейн, 1892—] — современный американский драматург. Закончил с отличием высшую юридическую школу в Нью Йорке. Творческий путь Р., не лишенный своеобразия, показателен для развития мелкобуржуазного реализма США. Судьбы представителей так наз. средних слоев, в частности "белых воротничков" — армии служащих, — основное, что интересует драматурга, поднявшего, как и целый ряд других американских писателей (Шервуд Андерсон, Синклер Льюис и др.), знамя критики монополистического капитала.
Первая вещь Р., поставленная на сцене, — пьеса "On trial" (На суде, 1914, изд. 1919) — является гуманистической критикой буржуазного правосудия, понимаемого автором весьма абстрактно. В пьесе нет и намека на то, что в основе буржуазного права и этики лежит классовое начало, классовый антагонизм.
В послевоенные годы частичной стабилизации капитализма, отмеченные подъемом волны капиталистической рационализации, Р. пишет о машине ("Adding machine", 1923, "Subway", 1929), парализующей волю и чувства, не обнаруживая корней капиталистической рационализации; бунт его героев индивидуалистичен, анархичен и обречен на неудачу. Надежды на "просперити" ("Street scene", 1929) сочетаются с неприятием американской действительности. Бунтари обращаются в бегство: в богемские кварталы Парижа — "Left bank" (Левый берег, 1931), в экзотические дали Италии — "See Naples and Die" (1929, изд. 1930). После горького разочарования герои пьес Р. обычно возвращаются к отечественным берегам.
В 1932 Р. посетил СССР. Недавно в своем интервью с английским корреспондентом газ.
"Эра" он заявил, что советский театр занимает первое место в мире. Он видит также, что "Россия меньше всего стремится к войне", и поэтому стоит за то, чтобы "советской программе оказать всяческую поддержку".
По возвращении из СССР Райс написал пьесу о кризисе "We the people" (Мы народ, 1933). Автор мечется между правдой и ложью, стремясь свое реалистическое изображение падения мелкого накопителя примирить с оправданием капиталистической действительности и апелляцией к закону.
В своей последней пьесе — "Judgement day" (День суда, 1934) — на тему о фашизме в одной из европейских стран автор еще не изжил своих демократических и либеральных иллюзий. Они помешали ему вскрыть классовый смысл фашизма как диктатуры наиболее реакционных слоев буржуазии.
Библиография: II. Державин, Америка и советский театр, "Красная газета" от 25/XI 1923; Балашов П., Американская драматургия, в журн. "Иностранная книга", 1934, № 4; Dickinson Th. H., Playwrights of the New American Theatre, N. Y., 1925; Isaacs E. I. R., Critics pleasure, Broadway in review, "Theatre Arts Monthly", 1934, November; Freeman J., Elmer Rice, "New Theatre", 1934, September.
П. Балашов
Другие люди и понятия:
РАКИЧ Милан [Милан Ракић, 1876—] — сербский поэт. Был послом в Софии. Впервые выступил в лит-ре в начале 900-х гг. Несмотря на то, что за 30 лет своей лит-ой деятельности Р. написал не более 50…
РАКОВСКИЙ Георгий (Савва) Стойкович [Георги С. Раковски, 1818—1866] — болгарский поэт и журналист. Как вся жизнь Р., так и его лит-ая деятельность были тесно связаны с болгарской национальной…
РАКУГО — японское слово, означающее комический рассказ или анекдот. Под этим названием обычно известны рассказы, читаемые профессиональными рассказчиками (ракугока) гл. обр. на эстраде, где…