П - Р
Реверди
РЕВЕРДИ Пьер [Pierre Reverdy, 1899—] — французский поэт. В своих попытках уловить тончайшие оттенки ощущений Реверди близок символизму. Его высказывания о задачах художника — сквозь видимый мир "увидеть другую реальность", не познавать, а "угадывать и изобретать" ("Self Defence", 1919) — характерны для поэта буржуазии империалистического периода, не находящей путей к возрождению в действительности и вынужденной искать выход в случайном, ирреальном и иррациональном. Отсюда мистицизм и упадочничество в миросозерцании Р., быстрая смена владеющих им настроений. Безнадежность и одиночество — доминирующие мотивы его поэзии, любовь его "бесцельна". Он бродит на границе действительного: "лестницы, которые никуда не ведут", "крик из ночи", "вздохи, оставшиеся в комнате", — его образы, отвечающие подавленной психике представителя обреченного класса ("Les épaves du ciel", 1924).
Эмоционально насыщенное творчество Р. усвоило себе форму поэм, написанных зачастую прозой. В ритмах и структуре стиха он стремится отойти от старых лит-ых канонов, культивируя свободный и разорванный стих, переносы слов, экспрессионистскую манеру выражения. Соответственно настроениям слог поэта приобретает иногда лихорадочный темп. На некоторых сборниках поэм заметно влияние дадаистов с их анархическим мелкобуржуазным бунтом и презрением к смысловому значению слова ("La guitare endormie", 1919).
Библиография: I. Кроме указ. в тексте: Les jockeys camouflés, 1918 (с илл. Анри Матисса); Cœur de chêne, 1920; Étoiles peintes, 1921; Cravates de chanvre, 1922; Écumes de la mer, 1925; La peau de l’homme, 1926; Le gant de crin, 1927; La balle au bond, 1927; Flaques de verre, 1929; Pablo Picasso, 1929; Sources du vent (1913—1929), 1929 (с иллюстрациями Пикассо); Risques et périls, 1930.
Н. Пресман-Фридман
Другие люди и понятия:
РЕВЯКИН Александр Иванович [1900—] — литературовед и критик. Р. в семье крестьянина-бедняка, позднее ставшего рабочим. Окончил аспирантуру Института литературы РАНИОН. Преподает в московских…
РЕДАКЦИЯ — как историко-литературный термин имеет несколько значений: 1. окончательная обработка посторонним лицом (редактором) текста произведения или собрания произведений какого-либо…