Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Поучение

ПоучениеПОУЧЕНИЕ — в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П., наоборот, безыскусственное, с привносными элементами диалогизма между автором и теми, к кому он обращается. Русская письменность очень рано получила ряд П., большей частью переводных с греческого (как напр. "Златоструй" — болгарский текст X в. сборника слов Иоанна Златоуста). Этот вид лит-ры оказал влияние на разного рода оригинальные композиции, в том числе на автобиографическое П. Владимира Мономаха детям и братии [начало XII в.], "Моление Даниила Заточника" [первая половина XIII в.], подбор советов "чадам", вошедший в сборник XIV в. "Златая цепь". Церковное проповедничество домонгольского, частью монгольского периода распадается на два главных течения, определившихся в основном социальным составом слушателей и степенью образованности самого автора: в то время как одни говорили и писали в торжественно-панегирическом стиле, употребляя ораторские приемы и прибегая к символу, другие не шли дальше элементарных предписаний, чуждых книжности, но вызывавшихся повседневною жизненной практикой. Из панегиристов и символизаторов известны Иларион ("Слово о законе и благодати", ок. 1050), Кирилл Туровский — епископ XII—XIII вв., составитель "слов" на праздники и "притч", так же как "слов", насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических; как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в. славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия [до 1073], дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр. П. с именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) "О ротах и о клятвах", "О безвременном пьянстве"; до некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П. с течением времени [конец XIV и XV вв.] входит в сборники церковного и домашнего чтения: "Пролог", "Измарагд", "Златоустник" и др. Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы: переделки в проповедь "Епистолии о неделе" [XV—XVI вв.], "Слово о лживых учителях" [XIV в.], которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов "стригольников". В этом "Слове", позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства. Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. в учении беглого холопа Феодосия Косого [ок. 1552], к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит "земских властей бояться и дани даяти им" (т. е. платить налог).
Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в. упоминает в своем мемуаре Гейденштейн. Наиболее яркий автор эпохи — митрополит Даниил [1522—1539] с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. языком. Частичный сдвиг П. создан во второй половине XVII в. расколом. В "Беседах" начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией.

 Библиография:  Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. "Русская речь", П., 1923, I.
А. С.

Другие люди и понятия:

Поэзия и проза

Поэзия и прозаПОЭЗИЯ и ПРОЗА — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления… Полная информация

Поэма

ПоэмаПОЭМА [греч. poiein — "творить", "творение"; в немецкой теоретической литературе термину "П." соответствует термин "Epos" в его соотнесенности с "Epik", совпадающем с русским… Полная информация

Поэтика

ПоэтикаПОЭТИКА — раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры лит-ого произведения, поэтической формы, техники… Полная информация