П - Р
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ — вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа "Дым" [1868]. Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху.
Иногда П. является своеобразной "ширмой", к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами "антинигилистических" (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) "Крокодил" ("Необыкновенное событие или пассаж в пассаже", "Эпоха", 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким "невероятным рассказом", о спорах в редакции, о "мистификации" повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители "Современника" (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода "предисловиям", в частности — Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в "Дневнике писателя" [1873], что он, "бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного", подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского "Н. Г. Чернышевский, 1828—1889", изд. "Колос", 1923, стр. 136).
Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое лит-ое credo, отстаиваемую им лит-ую концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к "Кромвелю"), вошли в историю литературы как манифесты соответствующих лит-ых направлений.
В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков лит-ры имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории лит-ры, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя.
Н. Бельчиков
Другие люди и понятия:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. предикации — см. ниже) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм…
ПРЕРАДОВИЧ Петр [Petar Preradovič, 1818—1872] — хорватский поэт. Был австрийским офицером, умер в чине генерала. Научился хорватскому языку уже взрослым. Первые свои стихи писал на немецком яз. В…
ПРЕРАФАЭЛИТЫ — представители эстетско-мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз….