П - Р
Прешерн
ПРЕШЕРН Франц Ксаверий [Франце Прешерен, 1800—1849] — крупнейший словенский поэт, выдающийся деятель словенского нац. движения. Р. в зажиточной крестьянской семье. Учился сначала в гимназии, затем кончил юридический факультет в Вене. Первые его стихотворения написаны на немецком языке. Однако к концу 20-х гг. П. окончательно приобщился к народному языку. К этому же времени относится его деятельное участие в издании альманаха "Пчела". Вся дальнейшая лит-ая деятельность П. носит ярко выраженный националистический характер. Идеолог самоутверждающейся буржуазии, П. выступил как активный борец за национальную культуру. Общественно-политические взгляды П. ярче всего выражены в его "Здравнице", где он защищает идеи национальной независимости и содружества народов на буржуазной основе. Находясь под сильным влиянием романтиков, П. в образах прошлого выражал идеи современной ему прогрессивной буржуазии, боровшейся за национальную независимость и национальное самоутверждение. Большое место в его творчестве занимают исторические темы, в особенности из эпохи словенского средневековья. Таков его "Крст при Савици" (Крест у Савицы, 1836) — большой рассказ в стихах, в котором дано описание последних боев словенцев против христианства, распространяемого "огнем и мечом". Глубокий романтик, индивидуалист, поэт любовной лирики по преимуществу, Прешерн в своей лирике достиг высокого художественного мастерства. Он первый ввел в словенскую поэзию романские формы поэзии, испанские ассонансы, восточные газели, нибелунгскую строфу, сатиры тиры и т. п. П. создал новый словенский поэтический язык. Его стихи читаются до сих пор. Лучшими его лирическими произведениями являются: "Сонетни венац" [1834], посвященное несчастной любви поэта к Юлии Примид, "Nezakorska mati" (Незаконная мать), в которой П. воспевает любовь девушки к своему внебрачному ребенку, и "Крест у Савицы". Эти стихотворения поражают до сих пор свежестью, глубиной чувства и огромным мастерством формы.
Влияние П. на дальнейшее развитие словенской лит-ры было громадно; он надолго определил ее пути; не только окончательно утвердил словенский язык в правах лит-ого языка, но и окончательно разбил среди словенцев движение иллиризма (попытка создания нового иллирического языка искусственным образом из смеси словенского, хорватского и сербского языков).
С П. словенская лит-ра вступает в круг зап.-европейской лит-ры.
Библиография: III. Станојевић Ст., Народна Енциклопедија српско-хрватско-словенска, т. III, Загреб, 1928.
И. Маттео
Другие люди и понятия:
ПРИБАУТКА [от слова "баять", т. е. говорить, приговаривать] — малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое…
"ПРИБОЙ" — первое легальное кооперативное большевистское партийное издательство, возникшее в Петербурге в конце 1912 и находившееся под контролем и руководством ЦК. Средства на…
ПРИЕМ — термин, введенный формалистами (Шкловский В., Искусство как прием, сб. "Поэтика", П., 1919) для обозначения всей совокупности средств, с помощью которых создается остранение вещей,…