Р - С
‘Россия’
"РОССИЯ" — "Новая Россия" — общественно-политический и литературно-художественный журнал. Выходил с перерывами с марта 1922 по март 1926. Первые два номера вышли в Петрограде, а затем журнал издавался под названием "Р." в Москве, затем восстановил первоначальное название "Новая Россия". Всего вышло 19 номеров. Бессменным редактором был И. Г. Лежнев.
Журнал возник в результате наступившего в первые годы нэпа оживления в кругах буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Как и вся буржуазная печать того времени (журн. "Экономист", альманах "Утренники", сб. "О смене вех") "Р." ратовала и "обосновывала" необходимость и неизбежность капиталистической реставрации; в расчете на это она заявляла о своей готовности сотрудничества с советской властью в деле хозяйственного и культурного подъема страны, выдвигая условием лозунг самостоятельной политической роли интеллигенции.
Вопреки правильному понимаю нэпа ("На самом деле нэп есть политика партии, допускающая борьбу социалистических и капиталистических элементов и рассчитанная на победу социалистических элементов над элементами капиталистическими" — Сталин И. К Вопросам ленинизма) журнал "Р." расценивал нэп как конечный результат революции, без каких бы то ни было социалистических тенденций. Нэп расшифровывался "Р." как национальная экономическая политика. "Р." защищала интересы нэпмана.
В попытках оформить новобуржуазную идеологию, журнал придерживался так наз. органической социологии и органической эстетики, пропагандируя философию Ницше, Бергсона. Высшим критерием сознания объявлялась творческая интуиция. Сменовеховский характер журнала внес раскол в круги интеллигенции, часть интеллигенции встретила журнал враждебно, часть же сгруппировалась вокруг журнала.
В "Р." печатался ряд писателей, к-рые, пройдя через так наз. "попутничество", являются сейчас активными деятелями на фронте советской лит-ры. Прежде всех печатались "Серапионовы братья"; в первом же номере журнала они опубликовали свою декларацию, восхваляясь своей аполитичностью и не желая знать, кто такой Гучков. Остро враждебную позицию по отношению к социализму и Октябрьской революции заняли М. Булгаков, Е. Замятин, А. Ремизов, И. Шмелев (последние — белые эмигранты). В художественном отделе печатались: Андрей Белый, М. Володин, А. Грин, Вал. Катаев, М. Кузмин, Вл. Лидин, Л. Лунц, О. Мандельштам, О. Миртов, Н. Никитин, Б. Пастернак, Б. Пильняк, Е. Полонская, М. Пришвин, Ал. Ремизов, Л. Сейфуллина, С. Сергеев-Ценский, А. Соболь, А. Соколов-Микитов, М. Слонимский, Ник. Тихонов, Ал. Толстой, К. Тренев, Конст. Федин, О. Форш, В. Ходасевич, М. Шагинян, М. Шкапская, Ив. Шмелев, Ал. Яковлев, И. Эренбург и др. Из крупных вещей были напечатаны романы М. Булгакова "Белая гвардия" (впоследствии переделанная автором в пьесу "Дни Турбиных"), О. Форш — "Одеты камнем" и И. Эренбурга "Любовь Жанны Нэй". В отделе публицистики и критики печатались проф. С. А. Адрианов, проф. И. Г. Александров, проф. М. Н. Боголепов, А. А. Брусилов, А. Горнфельд, Н. Адюшов, И. Лежнев, В. Муйжель, К. Столяров, проф. В. Г. Тан-Богораз, проф. Ю. И. Фаусек, проф. Я. И. Френкель, проф. О. Д. Хвольсон, М. А. Чехов, М. Г. Шагинян, Карл Эйнштейн и др. Статьи по вопросам лит-ры принадлежали гл. обр. критикам-интуитивистам.
Журнал вызвал множество резко отрицательных отзывов в московских и ленинградских газетах и журналах, как орган отдельных разбитых групп российской буржуазии, пытавшихся так или иначе восстановить свое господство.
Библиография: Лежнев А., На правом фланге, "Печать и революция", 1924, № 6; Ч-ов, "Россия" о России (Вечер в Колонном зале, посвященный трехлетию журнала "Росеия"), "Известия ВЦИК", 1925, № 82, Рубинштейн Н., Интеллигентные мешочники, "Большевик", [М.], 1926, № 7—8, 30 апр.; Шафир Я., Сменовеховская табакерка, "Книгоноша", 1926, № 13.
Другие люди и понятия:
РОССО ди САН СЕКОНДО [Pier Mari Rosso di San Secondo, 1887—] — итальянский романист и драматург. Р. в Сицилии в родовитой семье. Учился в Риме, затем уехал в Голландию. Дань увлечению севером — его "Elegie a…
"РОСТ" — литературно-художественный двухнедельный массовый журнал. Выходил с 1930 под ред. В. Киршона, первоначально как орган РАПП. Ставил след. задачи: воспитание молодых писателей из…
РОСТАН Эдмонд [Edmond Rostand, 1868—1918] — французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в лит-ре сборником стихов "Les musardises", не имевшим успеха. Настоящее свое место в лит-ре Р. нашел в драматургии. В…