Р - С
Рукавишников
РУКАВИШНИКОВ Иван Сергеевич [1877—1930] — писатель. Родился в Нижнем-Новгороде, в купеческой семье. Окончил экстерном гимназию, в течение семи лет занимался живописью. С 1896 начал печататься в провинциальных газетах. Первая книга стихов и прозы вышла в 1901. Переехав в Петербург, Р. сотрудничал в "Биржевых ведомостях", журналах: "Заветы", "Весы", "Золотое руно" и др. После революции занимался преимущественно организационно-педагогической деятельностью в области лит-ры. Всего Р. написано до 20 тт. стихов и прозы.
Один из второстепенных деятелей русского символизма, эклектик по характеру своего дарования, Р. эпигонски следовал по путям, проторенным его учителями. Разработка музыкально-ритмических форм стиха в духе Бальмонта, с одной стороны, попытки создания строгой религиозно-философской лирики в духе Сологуба и Вяч. Иванова — с другой, характеризуют его поэзию. Той же подражательностью отмечена и проза Р., в ритмизированном синтаксисе к-рой явно ощущается влияние А. Белого, а в принципе — гротескного сочетания декадентски-символистических мотивов с натуралистически-бытовой живописью — влияние Ф. Сологуба. Наиболее значительным произведением Р. является роман "Проклятый род" [1911], рисующий историю трех поколений купеческой семьи. Ценность романа — в довольно ярких бытовых характеристиках купеческой среды: основателя фирмы "железного старика", героя эпохи начального накопления, и целой галереи его вырождающихся потомков-стяжателей и расточителей. В своих обличениях различных душевных уродств, порождаемых властью золота в буржуазном обществе, Р. поднимается лишь до художника-декадента Виктора, разрывающего связи с миром "стяжателей" во имя погружения в мир "чистого искусства", в мир болезненных творческих исканий.
В последние годы своей жизни Р., пытаясь преодолеть каноны символизма, переходя к стилизации народно-песенных жанров, перешел к воспроизведению мотивов анархической христианской вольницы ("Скоморошний сказ про Степана Разина", 1925, и пр.).
Библиография: II. Автобиография И. С. Рукавишникова опубликована в сб. "Первые литературные шаги", М., 1911. Кроме того биографические данные о нем имеются: в 7-м изд. Энциклопедического словаря "Гранат", т. XI (приложение) и в словаре "Писатели современной эпохи", под ред. Б. Козьмина, т. I, М., 1928, а также в указателях Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924, и Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928. Полного перечня произведений Рукавишникова и литературы о нем не появлялось, поэтому см. вышеперечисленные книги. Из критической литературы о Р. наибольшего внимания заслуживают статьи: Кранихфельд В., Купеческий декаденс, в его сб. "В мире идей и образов", т. III, П., 1917; Выгодский Д., Поэзия и поэтика, журн. "Летопись", 1917, кн. 1.
Н. П. Дмитриев
Другие люди и понятия:
РУКОПИСЬ. — В зависимости от того, имеем ли мы дело с текстом, написанным самим автором, или с воспроизведением этого текста посторонним лицом, Р. является автографом (см.) или списком. Последний…
ГЕЛЛЕРУП Карл [Karl-Adolph Ghellerup, 1857—1919] — датский писатель. В 1879, следуя традициям своей семьи, он поступил на богословский факультет, но уже до сдачи кандидатского экзамена открыто перешел в лагерь…
РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Наиболее ценным и древнейшим источником Р. л. является народное творчество — былины, сказки, песни (doine, cântece, basme). Однако это народное творчество получило свое…