Р - С
‘Русское слово’
"РУССКОЕ СЛОВО" — ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге в 1859—1866. В 1862 журнал был приостановлен цензурой на 8 месяцев. В 1866 вышел только первый номер, после к-рого журнал вновь был задержан, а затем и совсем закрыт.
"Р. с." издавалось в 1859—1862 графом Г. А. Кушелевым-Безбородко, в 1862—1866 — Г. Е. Благосветловым. Редактором до 1860 был первый издатель совместно с Я. Полонским и А. Григорьевым; с 1860—1864 "Р. с." редактировал Г. Е. Благосветлов, с 1864 — Н. А. Благовещенский. В 1866 П. Н. Ткачевым было издано два тома "учено-литературного сборника" "Луч", к-рый явился продолжением закрытого "Р. с.". Том II был конфискован, и дальнейшее издание сборника было запрещено цензурой. Другим детищем "Русского слова" был журнал "Дело" (см.).
В истории "Р. с." отчетливо выделяются два периода: 1859—1860 и 1860—1866. Не обладая ни сколько-нибудь разработанной социальной-политической программой, ни журналистскими данными, Г. А. Кушелев привлек в состав редакции и к сотрудничеству очень разношерстную группу писателей. Фактически идейным вдохновителем журнала на первых порах [до середины 1860] был А. Григорьев (см.), к-рый пытался продолжить на Страницах "Р. с." линию "молодой редакции" "Москвитянина" (см.). Однако идейное руководство А. Григорьева не получило поддержки ни внутри редакции, ни среди сотрудников. В число последних с самого начала были приглашены, с одной стороны, Майков, Фет, Эдельсон, гр. Уваров, Лажечников, Маркевич, Достоевский, с другой, Михайлов, Благосветлов, Никитин. А. Григорьев все время чувствовал себя в журнале среди "врагов". Г. А. Кушелев в 1860 сделал редактором "Р. с." Г. Е. Благосветлова [1824—1880], к-торому летом того же года совсем подарил неудавшийся журнал. Новый редактор, образованный, предприимчивый, а главное — человек с четким радикальным мировоззрением, сумел сгруппировать вокруг журнала основное ядро идейно-родственных сотрудников. Этот состав, во главе с Д. И. Писаревым (см.), В. Зайцевым (см.), Н. В. Шелгуновым (см.), Н. В. Соколовым и др. и придал "Р. с." ту очень яркую и выразительную физиономию, к-рая обеспечила журналу место крупнейшего органа русской радикальной мелкобуржуазной демократии. Во вторую половину 1860 "Р. с." носило еще отпечаток осуществлявшейся перестройки. С 1861 журнал стал подлинно боевым органом, резко и смело выступив против господствующего культурно-политического уклада и его идеологов, в частности против "благонадежной" периодики. В 1864—1865, отойдя вправо, "Р. с." заняло самостоятельную позицию по отношению к революционной демократии, развернув острую полемику с "Современником".
Идейным вождем журнала в течение всего этого периода был Писарев (см.). Наиболее значимым отделом журнала был литературно-критический. "Р. с." стремилось защищать интересы голодных и раздетых. Но в борьбе за изменение их положения оно не считало возможным опереться на эксплоатируемые классы, отказывая крестьянству в революционных возможностях. Главные принципы положительной программы журнала заключались в утверждении просветительства как очередной задачи, в утверждении решающего значения интеллигенции. Распространение образования, опирающегося на материалистическую естественнонаучную базу, должно было поднять производительные силы страны и привести к всеобщему преуспеянию. Материализм "Р. с." носил вульгарный характер и питался гл. обр. Молешоттом, Фохтом и Бюхнером. Политическая программа "Р. с." была достаточно умеренной: политическая борьба откладывалась до того времени, когда так наз. образованное общество, состоящее из небольшого круга передовых личностей, овладеет новым мировоззрением. Наиболее развернутой и прогрессивной была негативная часть программы "р. с.". В области лит-ры "Р. с." решительно боролось против эстетствующих и романтических сторон дворянской культуры. Однако борьба эта доходила до полного отрицания всякого значения этой культуры, греша потерей исторической перспективы (напр. статьи Писарева "Пушкин и Белинский", "Разрушение эстетики", статья Зайцева о Лермонтове и др.). В истории "Р. с." этого периода можно проследить известную эволюцию от сравнительно сдержанной позиции 1860—1861 гг. (Писарев, Схоластика XIX в., 1861) к максимуму радикального подъема 1862—1863 (Писарев, Генрих Гейне, 1862; Очерки по истории труда, 1863), когда на его страницах звучали якобинские революционные ноты. В период 1864—1865 происходит спад радикализма и растут зачатки теории малых дел. Редактор журнала Г. Е. Благосветлов особенно решительно проявлял свои антиреволюционные буржуазные симпатии. В конце 1865 Писарев, Зайцев и Соколов из-за идейных разногласий ушли из "Р. с.".
Свои позиции "Р. с." развивало в напряженной борьбе с реакционными и либеральными группами. Выступления против реакционного "Русского вестника" (см.), против либеральных "Отечественных записок" (см.) и против журналов Достоевского "Время" (см.) и "Эпоха" (см.) выявили всю силу боевого темперамента журнала. "Р. с." выступило в частности против охранительной беллетристики: Зайцев дал резкую отповедь Лескову ("Перлы и адаманты"), Писемскому ("Взбаламученный романист"), Писарев — Клюшникову ("Сердитое бессилие") и всей реакционной беллетристике в целом ("Прогулка по садам российской словесности").
Эту борьбу с реакцией "Р. с." вело вместе с "Современником (см.) Чернышевского. Но по ряду существенных вопросов "Р. с." расходилось с "Современником". Их разногласия носили сугубо принципиальный характер. Они отчетливо выявились в 1864—1865, в сложной обстановке пореформенной реакции. К этому времени со страниц "Р. с." исчезли прежде встречавшиеся революционные ноты. С другой стороны, "Современник" перестраивался на длительную работу по подъему революционного сознания масс. "Современник" выдвинул в качестве полемистов М. Салтыкова и Антоновича, "Р. с." дало полемические статьи Писарева ("Цветы невинного юмора", "Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби", "Реалисты", "Мотивы русской драмы", "Посмотрим" — этой статьей Писарева полемика закончилась). Печатались в "Р. с." также полемические статьи Зайцева, Соколова и др. Полемика велась в очень резком тоне. Основа ее лежала в расхождениях между революционно-демократической позициией "Современника" и буржуазно-радикальными устремлениями "Р. с.". Главным вопросом был вопрос о путях дальнейшего развития страны: "Современник" имел в виду подготовку в конечном итоге крестьянской революции, "Р. с.", не веря в революционные возможности крестьянства, стремилось к достижению социального благополучия на основе роста производительных сил, к-рый сам по себе должен был привести к уничтожению социальных противоречий. Круг вопросов, по к-рым шла борьба, был очень широк и по условиям цензуры не был чисто политическим: спорили о Базарове, о Катерине из "Грозы", о Шопенгауэре, Милле и многом другом. Блестящий талант Писарева, а также то, что Антонович и другие работники "Современника", продолжая дело Чернышевского, не смогли удержаться на его уровне, обеспечили победу за "Р. с.". Еще более существенная причина победы "Р. с." заключалась в спаде общественного подъема в эти годы.
Совершенно неизученным остается до сих пор литературно-художественный отдел "Р. с.". В отличие от большинства других журналов того времени "Р. с." очень тщательно подбирало этот отдел, стремясь и в беллетристике четко выдерживать свою программную линию. Последняя получила однако окончательную определенность в беллетристике несколько позже, чем в публицистике. До 1862 включительно здесь печатались еще такие чуждые новой редакции беллетристы, как М. Вовчок, Полонский, Кохановская, Терпигорев, Крестовский, Писемский, Афанасьев-Чужбинский, даже Кукольник. К 1863 все эти имена исчезают со страниц "Р. с." и журналом целиком завладевает разночинная беллетристика. Наиболее значительные или наиболее часто встречающиеся писатели — это Помяловский, Глеб Успенский, Бажин (Холодов), Омулевский, Михайлов, Благовещенский, Воронов, Решетников, Шеллер-Михайлов, Г. Потанин, Кобякова, Витковский, Рабинович, Мордовцев и др. Беллетристика эта отличалась подчеркнутым вниманием к тяжелой социально-бытовой судьбе разночинца и, в известной своей части, довольно резкими выпадами против дворянства (Помяловский, Благовещенский, Г. Потанин). Крестьянская тематика не пользовалась популярностью в "Р. с.".
Виднейших сотрудников "Р. с." постигла тяжелая участь: в 1862 был арестован и сослан на каторгу революционный поэт Михайлов. В том же году были арестованы Писарев и Шелгунов. В 1864 был сослан в Сибирь еще прежде лишенный кафедры историк Щапов. Писарев и Шелгунов самоотверженно продолжали сотрудничать в журнале, находясь в заточении в Петропавловской крепости и в ссылке (Шелгунов). Такой "крамольный" состав сотрудников и воинственный характер журнала все время привлекал к нему назойливое внимание властей, и очень скоро журнал был совсем задушен, между прочим при активном содействии писателя и цензора Н. А. Гончарова.
Деятельность "Р. с." — одна из самых ярких и значительных страниц в истории русской журналистики.
Библиография: Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. XVI, СПБ, 1902, кн. XVIII, СПБ, 1904 (и по указателю в кн. XXII; Ершов А., К истори русской журналистики, "Русское слово" (1859—1866), "Образование", 1906, №№ 9—12; Соколов В. П., Боевые журналы бурной эпохи (1858—1861), "Русский библиофил", 1914, I; Козьмин Б. П., Г. Е. Благосветлов и "русское слово", "Современник", (М.), 1922, кн. I; Евгеньев-Максимов В., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в., М. — Л., 1927; Козьмин Б., Раскол в нигилистах, "Литература и марксизм", 1928, № 2; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, М. [1924], стр. 168—169; Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924, стлбц. 305—307, 838—839. см. также библиографию к ст. "Писарев".
У. Ф.
Другие люди и понятия:
РУССО Жан Батист [Jean Baptiste Rousseau, 1670—1741] — французский поэт. Сын зажиточного парижского ремесленника. Получил хорошее образование, был одно время близок к Буало и считал себя его учеником….
РУФФИНИ Джованни Доменико [Giovanni Ruffini 1807—1881] — итальянский писатель и политический деятель. Родился в Генуе: еще будучи в университете, сблизился с Мадзини. Принимал деятельное участие в…
РУХАДЗЕ Варлам [1874—1935] — грузинский поэт и беллетрист. Р. в бедной семье. Самоучка. Увлекался фольклором и народными поэтами. Первое его стихотворение было напечатано в 1899 в журн. "Моамбе"…