Р - С
Ремарк
РЕМАРК Эрих Мария [Erich Maria Remarque, 1898—] — современный немецкий писатель. Мировую известность получил в 1929, когда вышел его первый роман "Im Westen nichts neues" (На западном фронте без перемен), переведенный на большинство европейских языков. В период усиленной подготовки империалистических держав к войне книга Ремарка, с натуралистической откровенностью и большой эмоциональной силой раскрывающая страшные "будни" войны, воспринималась пацифистской интеллигенцией всего мира как акт подлинной борьбы с военной опасностью. Война интерпретируется как огромное человеческое страдание, как сложное психологическое явление. Р. очень тонко прослеживает процесс "вживания" своих героев в войну, внешне как будто теряющую традиционный пышный патриотический облик. Но противоречия мелкобуржуазного пацифизма превращают этот же образ войны, "освобожденный" от социального содержания, от ее империалистической специфики, в особую утонченную ее героизацию. Будни становятся повседневным героизмом, фронтовое товарищество — цементом, крепко связывающим фронт воедино, ужасы войны — только морально обогащающим переживанием.
Бесплодность мелкобуржуазного пацифизма, его политическая сущность — отвлечение масс от революционных путей борьбы с военной опасностью — с особой четкостью раскрываются в романе "Weg zurück" (Обратный путь, 1931), являющемся продолжением первой книги. Разбитое, не приспособленное к мирной жизни поколение гибнет в тылу. Германская революция туго воспринимается на фронте. Фронт устал, он не может участвовать в новой борьбе. Война не порождает революции, по Р. Военное поколение, растерянное, потерявшее жизненную устойчивость, хочет созидать. Психическое оздоровление после войны дано как внутреннее возрождение после тяжкой болезни: весна, распускающиеся почки, поющие птицы, иными словами, образ вечно воспроизводящей природы — вот путь разрешения ремарковского противоречия фронт — тыл. Так страх перед революцией ведет пацифиста к своеобразной военной героике, а затем к утверждению мирного возрождения человечества. Правда, и в этом разрешении не скрыто трагическое банкротство поколения пассивных "противников" войны. Объективная функция этого творчества, демобилизующего массы в их революционной борьбе с войной, очевидна. Сущность ремарковского образа войны, так называемого "ремаркизма", — это утонченная идеализация войны, заменившая шовинистическую патетику, ее психологизирование, закрывающее путь к политическим, революционным выводам. Немецкие фашисты, признающие только шумное бряцание оружием, испугавшись размагниченности и кризисности писателя, выпустили еще до фашистского переворота [в 1929] анонимную пародию на Р. — "Рекварк. Под Троей без перемен" (Requark E. M., Vor Troya Nichts neues) — и, прийдя к власти, сожгли его книги вместе со всей "антинациональной" литературой.
Библиография: I. На Западе без перемен, авториз. перевод С. Мятежного и П. Черевина, под ред. А. Эфроса, изд. "Федерация", М., 1929; То же, под назв. "На западном фронте без перемен", под ред. Дм. Уманского, "ЗиФ", М., 1929; Возвращение, Роман, перев. И. Горкиной, предисл. К. Радека, "Знамя", 1934, № 7.
II. Рецензионная лит-ра о Р. громадна, значительных же работ о нем и о его творчестве вышло сравнительно немного, большинство же вышедших может быть отнесено к области патриотической и полемической лит-ры. Отзывы о романе "На Западе без перемен": Рубинер Ф., "Вестник иностранной литературы", 1929, IV; Орлов В., "Звезда", 1929, X; Баранчиков П., "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 1929, № 220, 24 сент.; Песис Б., "Книга и революция", 1929, XXII; Бехер И., "Комсомольская правда", 1929, № 174, 1 авг.; Фрид Я., "Новый мир", 1929, X; "Октябрь", 1929, XI; П—ая Н., "Правда", 1929, 26 ноября; Киреев Б., "Печать и революция", 1929, X; Липпай З., "На литературном посту", 1929, XVI. Отзывы о романе "Возвращение": Мотылева Т., "На литературном посту", 1931, № 35—36; Биха Отто, "Литература мировой революции", 1931, X; Эйшискина Н., "Книга и пролетарская революция", 1932, 1; Рыкова Н., "Литературный Ленинград", 1934, № 53; "Знамя", 1934, № 12, и др.
Н. Э.
Другие люди и понятия:
РЕМАРКА [французское remarque — "замечание", "примечание"] — драматургический термин. Главное содержание Р. — указание места и времени действия, а также сценических поступков и…
РЕМБО Артюр [Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854—1891] — выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против…
РЕМИ Тристан [Tristan Remy, 1897—] — французский писатель. Член французской компартии. Мелкий железнодорожный служащий из крестьянской семьи, Р. отражает настроения революционизирующейся мелкой…