Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Сантильяна, де

Сантильяна, деСАНТИЛЬЯНА, де, маркиз [Íñigo López de Mendoza, marqués de Santillana, 1398—1458] — испанский поэт. Р. в аристократической семье, занимал разные государственные должности, участвовал в ряде военных походов, принимал активное участие в политической жизни страны, а также в придворных интригах двора кастильского короля Хуана II.
Человек, сочетавший в себе глубокие и разнообразные познания с большим лит-ым дарованием, С. стоял в центре той группы выдающихся поэтов, к-рой окружил себя Хуан II. С. был типичным представителем придворной поэзии рождающегося абсолютизма и сыграл большую роль в развитии новой испанской поэзии. Основная заслуга его — в расширении идейно-поэтического кругозора своей эпохи и в перенесении на испанскую почву достижений других европейских лит-р. Он систематически подражал и пропагандировал, античных и итальянских поэтов. Подражая Петрарке, он первый пишет по-испански сонеты "на итальянский лад" (Sonetos al itálico modo). Под влиянием дантова "Ада", кое-что заимствуя у Бокаччо, С. пишет "Comedieta de Ponza" (Комедийку о Понсе, 1435) — историческую поэму в диалогической форме, посвященную большому морскому сражению 1435 (поражение Альфонса V Арагонского при р. Бусе). Самое заглавие ее С. оправдывает ссылкой на Данте, разумевшего под "комедией" произведение со счастливым концом. К итальянским же образцам восходят и остальные крупные произведения С.: дидактическая поэма "Diálogo de Bías contra Fortuna" и политическая обличительная сатира на одного из казненных королевских приближенных "Dochinae de Privados". Хорошее знание фольклора обнаруживают два сборника пословиц С. — один в прозе, другой в стихах. Значительный интерес представляют его песенки, относящиеся к области легкой и шутливой поэзии (decires, canciones, seranillas). Отражая некоторые тенденции провансальской лирики, они тем не менее отличаются самобытным мастерством, большой выразительностью и безыскусственной простотой. С. был первым испанским историком и теоретиком лит-ры. Свои взгляды он изложил в сопроводительном письме к своим стихам, направленным конестаблю португальскому дон Педро.

 Библиография:  I. Obras, ed. J. Amador de los Rios, Madrid, 1854; Cancionero castellano del siglo XV, Ordenado p. R. Foulché, Delbosc, t. I, Madrid, 1912; Canciones y decires, ed. V. Garcia de Diego, Madrid, 1913; Bias contra Fortuna, N.-Y., 1912.
II. Pérezy Curis M., El Marqués de Santillana…, Montevideo, 1916; Menendezy Pelayo M., Antologia, t. V., Madrid, 1919.
Д. Выгодский

Другие люди и понятия:

Санылы

СанылыСАНЫЛЫ Гаджи Керим [1878—] — тюркский поэт. Р. в семье середняка. Учился в Горийской учительской семинарии. Лит-ую деятельность начал в 1918. Поэтическое творчество С. в период первого десятилетия… Полная информация

Сапфическая строфа

Сапфическая строфаСАПФИЧЕСКАЯ СТРОФА. — В античном стихосложении так назывались две строфы (по преданию употребленные впервые греческой поэтессой Сапфо (см.) и потом вошедшие в античную лирику. Одна из этих… Полная информация

Сапфический стих

Сапфический стихСАПФИЧЕСКИЙ СТИХ — в античном стихосложении так назывались разной формы стихи, введение к-рых приписывается греческой поэтессе Сапфо (см.). По своей ритмике С. с. относятся к смешанным… Полная информация