Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Сарду

СардуСАРДУ Викторьен [Victorien Sardou, 1831—1908] — французский буржуазный драматург периода Второй империи. Сын видного лексикографа. В 1854 неудачно дебютировал в театре "Одеон" комедией "La taverne des étudiants". Шумным успехом его пьесы начинают пользоваться в 60-х гг. За комедию "Les Ganaches" [1862] — панегирик Второй империи — получил орден Почетного легиона. С 1877 С. — член Французской академии.
С. принадлежит более 50 пьес. Среди них имеются комедии-водевили ("Nos intimes"), комедии нравов ("Maison neuve", 1866), бытовые драмы ("Dora", 1877; "Odette", 1881), исторические комедии ("M-me Sans-Gêne, 1893), трагедия ("Patrie", 1869, в русском переводе "Граф де Ризоор") и т. п. Мастерское ведение интриги, острые неожиданные положения, пристрастие к сценическим эффектам, злободневные, точнее модные темы — основные качества пьес С., обеспечившие им успех у обывателя. Образы С. схематичны, резко разграничиваются на положительные и отрицательные; первые идеализированы и героизированы, вторые — в комедиях нередко подчеркнуто карикатурны, а в драмах превращаются в "коварных злодеев". Буржуазия Второй империи и Третьей республики — центральный герой творчества С. В "комедиях нравов" С. с беззлобной насмешкой и плоским морализированием рисует отдельные отрицательные стороны буржуазного быта ("La famille Benoîton", 1865; "Maison neuve", "Nos bons villageois", 1866). Погоня за злободневностью приводит, с одной стороны, к постановке модных вопросов (так напр. "Daniel Rochat", 1880, и "Diverçons", 1883, написаны на тему о церковном и гражданском браке, в период острой дискуссии по этому вопросу в парламенте и прессе); с другой стороны, к памфлету ("Rabagas", 1872 — против левых политических деятелей). В драмах С. коллизия обычно создается не внутренними противоречиями, а теми искусственными положениями, в к-рых поставлены герои. Многие пьесы С. переведены на руский язык. У нас они имели успех в 80—90-х гг. ("Нервные люди", перев. Вальден; "M-me Сан-Жен", перев. Ф. Корша; "Граф де Ризоор", перев. Арбенина; "Запретный плод", перев. Дмитриева).

 Библиография:  I. Полного собрания сочинений Сарду нет. На русск. яз. перев.: Нервные люди, перев. М. де-Вальден, СПБ, 1874 (Les gens nerveux, 1859); Черные демоны, перев. М. В. Карнеева, М., 1877; Даниэль Роша, перев. П. Вейнберга, М., 1881; Разлученная жена, перев. М. В. Карнеева, М., 1882; Родина, перев. О. Гриднина и Н. Самойлова, СПБ, 1883; Запретный плод (Divorçons. Разведемся), перев. А. Дмитриева, М., 1884; M-me Сан-Жен, перев. Ф. Корша, М., 1894; Термидор, СПБ, 1895; Марсель, М., 1896; Граф де Ризоор (Patrie), перев. Н. Арбенина, СПБ, 1898.
II. Zola B., Nos auteurs dramatiques, P., 1881; Claretie J., V. Sardou (Célébrités contemporaines, XII), P., 1883; Rebell H., V. Sardou, P., 1903; Mouly G., Vie prodigieuse de V. Sardou, P., 1931; [Утин Е.], Драматическое искусство во Франции. Сарду и Барьер, "Вестник Европы", 1868, кн. 10 (статья без подписи).
Л. Галицкий

Другие люди и понятия:

Сарказм

СарказмСАРКАЗМ [от греческого sarkadzo — рвать, терзать] — один из видов сатирического изобличения. Как и сатира, С. заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее…. Полная информация

Сарсе

СарсеСАРСЕ Франциск [Francisque Sarcey, 1827—1899] — популярный французский критик, фельетонист и публицист. Окончив Нормальную школу, некоторое время был преподавателем. С 1860 С. всецело отдается лит-ой и… Полная информация

Сарьян

СарьянСАРЬЯН Гегам [1902—] — выдающийся армянский советский поэт. Р. в Тавризе (Иран). Учился в армянской епархиальной школе. В 1922 переселился в Советскую Армению, где и работает в настоящее время на… Полная информация