Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Реньяр

РеньярРЕНЬЯР Жан Франсуа [Jean François Regnard, 1655—1709] — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера. Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на лит-ую работу как на развлечение.
Р. привлек к себе внимание общества "Satire contre les maris" (Сатира на мужей, 1694), написанной в ответ на старческую "Сатиру на женщин" Буало. Но свое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра "Итальянской комедии" с масками commedia dell’arte. Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре "Французской комедии" пьеской "La sérénade" (Серенада, 1694). За "Серенадой" последовал "Le bal" (Бал, 1696) — одноактная буффонада в манере Скаррона. Постановка "Le joueur" (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы "Le distrait" (Рассеянный, 1697), "Démocrite amoureux" (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия "Les folies amoureuses" (Любовные безумства, 1704).
Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта ("Mostellaria") сюжет одноактного фарса "Le retour imprévu" (Непредвиденное возвращение, 1700), а также "Les Ménechmes" (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. — "Le légataire universel" (Единственный наследник, 1708).
В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. "Комедия"), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к семье, браку и мещанским добродетелям, "философия" наслаждения и безотчетного веселья. Все это — черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине.
Кроме комедий Р. оставил еще трагедию "Sapor", либретто оперы-балета "Le carnaval de Venise" [1699], автобиографический роман "La provençale" (изд. в 1731) и др.

 Библиография:  I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений — Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789—1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904.
II. Toldo P., Études sur le théâtre de Regnard, "Revue d’histoire littéraire de la France", 1903—1905; Guyot J., Le poète J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907.
III. Compaignon de Marchéville M., Bibliographie et iconographie des œuvres de J. F. Regnard, 1877.
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Репиде

РепидеРЕПИДЕ Педро, де [Pedro de Répide, 1882—] — современный испанский писатель, публицист, беллетрист и драматург. Занимает в течение многих лет должность историографа Мадрида при местном… Полная информация

Ретардация

РетардацияРЕТАРДАЦИЯ [лат. "запаздывание"] — термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки в драматических и повествовательных жанрах. Обычно Р. создается или введением… Полная информация

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла БретоннРЕТИФ де ла БРЕТОНН [Nicolas Anne Edme Rétif de la Bretonne, 1734—1806] — французский писатель. Сын крестьянина, детство провел в деревне. 15 лет поступил в учение к типографу в Оксерре, в 1755 отправился в Париж, где… Полная информация