Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Реторика, или риторика

Реторика, или риторикаРЕТОРИКА, или РИТОРИКА [греческое rhētorikḗ, латинское rhetorica] — выросла на древнегреческой почве в VI—IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом. "Реторика — творец убеждения" (Горгий Леонтинский и др.). Развитие товарно-денежного хозяйства в условиях антично-рабовладельческой формации привело к возвышению городов-государств (Афины и др.), к открытой и острой борьбе классов и партий. В условиях античного общества почти исключительной формой "убеждения" (агитации) была ораторская речь — необходимое и могущественное орудие политического успеха (см. "Речь ораторская"). Поэтому Р. возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе. Это определило содержание и характер Р. Еще сицилийцу Кораксу [VI в.], к-рого считали — вместе с Эмпедоклом — "изобретателем" Р., приписывалось основное теоретическое положение: "главная цель оратора — не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (eikós)". Впоследствии, несмотря на попытку Аристотеля обосновать Р. не как искусство убеждать, а как руководство к отысканию лучших способов аргументации в связи с обстоятельствами и природой данного дела, положение Коракса повторялось неоднократно греческими и римскими риторами: цель Р., по Корнелию Цельсу, — "говорить убедительнее в сомнительных общественных делах. Оратор ищет только подобия истины. Ибо не сознание правоты является наградой, а победа в споре…" Еще Платон осудил Р. как "искусство обмана", "словесную ловкость" "великое делать малым, малое великим, ложное истинным, истинное ложным". Осуждение Р. было осуждением софистической философии. Субъективно-идеалистическое учение софистов с их релятивистски-скептическим отношением к "познанию истины" было философским основанием Р. Из положения Протагора — "вещи являются для каждого лишь тем, что он в них видит, согласно своим свойствам, следовательно человек — мера всех вещей" — вытекало, что хотя все суждения правильны, но не все равноценны, т. е. индивидуум или коллектив познают реальность не в одинаковой степени, а в соответствии с "состоянием организма", к-рое может измениться под влиянием людей, познающих больше, чем другие; люди эти — софисты и ораторы, влияющие на общество посредством слова. Мера истинности и убедительности слов оратора — дело его "искусства", его "изобретения". Поэтому Р. занята отысканием действенных речевых средств для создания убедительности независимо от объективного содержания. Отсюда чисто практическая задача Р. — вооружить политика средством "пленения" и "укрощения" массы.
В соответствии с этим Р. изучает: 1. Изобретение идейного материала речи: а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, "статуса для аргументации"; б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности; в) использование "общих мест" — формально логических "источников" "распространения" аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр.; г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр.; д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам. 2. Распределение материала речи — ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи: а) вступление (разных видов); б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов, в) рассуждение — обоснование своих положений и опровержение противных, г) заключение — подведение итогов, агитационный призыв. 3. Изложение, или стиль речи, забота о к-ром "необходима вследствие нравственной испорченности слушателей": а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи; б) разделение стилей на "простой", "умеренный" и "возвышенный" в зависимости от использования "украшений"; в) строение периода; г) "тропы" (метафора, метонимия, перифраз и пр.), "фигуры мыслей" (антитеза, градация, коррекция и пр.) и "словесные фигуры" (риторический вопрос, анафора и пр.). Кроме указанных трех частей в Р. включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).
По мере развития прозы исторической, философской и художественной Р. становилась теорией "красноречия" вообще: проза неораторская складывалась под влиянием ораторской речи и реторических принципов. С падением античной демократии реторика утратила прямой тактико-политический характер. Августин [IV в.] теологизировал античную реторику, и впоследствии она стала частью средневековой схоластики — догматической теорией "сочинения": учением о "хриях", "тропах" и "фигурах". В несколько модернизированном "облегченном" виде она перешла в дворянско-буржуазную школу на правах "теории словесности", преимущественно "прозы". С другой стороны, буржуазия возродила Р. как ораторскую теорию в соответствии с нуждами классовой борьбы сперва с феодалами, а затем с пролетариатом [классический образец — "Parliamentary logic" (Парламентская логика, 1808) В. Г. Гамильтона]. Философское обоснование дал ей Гегель: в "Эстетике" он, исходя из принципов античной Р., определил реторическое слово как практическое средство "убеждения" в целях "достижения интереса" в отличие от речи "поэтической", выражающей "дух, свободно созерцающий свою сущность". Реторическое слово служит не "истине", а "выгоде", отражая накипь "наличного бытия". Так. обр. Гегель санкционировал разделение речи как выражения подлинной действительности ("духа") и речи реторической — с установкой на слушателя, на убеждение и "достижение интереса" (агитация). Вся буржуазная наука приняла гегелевскую трактовку реторического слова за основу (вплоть до наших дней), т. к. эта трактовка соответствует буржуазной практике: идеологическая обработка масс, необходимая для "достижения интереса", требует не истины, а "правдоподобия" как формы политического обмана. Р. фетишизирует слово, наделяя его собственным, в конечном счете мистическим содержанием и имманентной "силой". Пролетариат не нуждается в средствах обмана, не "изобретает" истин и не фетишизирует форм выражения. "Нет ничего противнее духу марксизма, как фраза" (Ленин). Об ораторском искусстве пролетариата — см. "Речь ораторская".

 Библиография:  Платон, "Федр", "Горгий" (русский перев. В. Н. Карпова в "Сочинениях Платона", чч. 2—4, изд. 2, СПБ, 1863); Аристотель, Риторика, СПБ, 1894; Квинтилиан, Двенадцать книг риторических наставлений, перев. с латинск. А. Никольский, 2 чч., СПБ, 1834; То же, перев. 10-й книги В. А. Алексеева, СПБ, 1896; Cicero, De Oratore, впервые изд. в Subiaco, 1465, комментир. изд. F. Ellendt, Königsberg, 1840; G. Sorof, 3 Aufl., Berlin, 1875; A. S. Wilkins, Oxford, 1892, и др.; Его же, Orator, впервые изд. в Венеции в 1492, комментир. изд. О. Jahn — W. Kroll, Berlin, 1913, и др.; Его же, Brutus, впервые напечатано в 1475; позднейшие изд. H. Meyer, Halle, 1838, Th. Stangl, Lpz., 1886, переиздано в 1920, Martha, P., 1907, и др.; Tacitus, Dialogus de oratoribus, hrsg. v. A. Gudeman, 2 Aufl., Lpz., 1914; Augustinus A., De doctrina christiana, Bonn, 1930; Rhetores graeci, ex recognitione L. Spengel, 3 Bde, Lpz., 1853—1856; с 1894 выходит 2 изд., под ред. Н. Rabe и других, пока вышли тома I, II, V, VI, X, XI, XIII—XV, последний том вышел в 1931; Walz, Rhetores graeci, 9 Bde, Stuttgart, 1832—1836; Halm C., Rhetores latini minores, Lpz., 1864; Norden E., Die antike Kunstprosa, 4 Bde, Lpz., 1915—1923; Gomperz H., Sophistik und Rhetorik, Lpz., 1912; Chaignet A. E., La rhétorique et son histoire, P., 1888; Volkmann R., Die Rhetorik der Griechen u. Römer, 2 Aufl., Lpz., 1885; Ernesti J. A., Initia rhetorica, Lpz., 1750—1783; Schott H. A., Die Theorie der Beredsamkeit, Lpz., 1828—1849; Blair H., Lectures on Rhetoric and belles-lettres, 3 vv., Dublin, 1783; Campbell G., The Philosophy of Rhetoric, 2 vv., L., 1776; Whately R., Elements of Rhetoric, ed. l, Gotha, 1827, ed. 10, N. Y., 1880 (есть нем. перев. "Grundlagen der Rhetorik", 1884); Bascom J., Philosophy of Rhetorik, 2-nd ed., N. Y., 1888; Wackernagel W., Poetik, Rhetorik u. Stylistik, 3 Aufl., Halle, 1906; Batteux Ch., Principes de littérature, в серии "Cours des belleslettres", P., 1765; Philippi A., Die Kunst der Rede, Lpz., 1896; Le Clerc J. V., Nouvelle rhétorique française, P., 1822; Ломоносов М. В., Краткое руководство к красноречию, кн. I, в которой содержится риторика…, СПБ, 1748 (и в "Сочинениях", ред. М. И. Сухомлинова, т. III, СПБ, 1895); Опыт риторики [по Блеру], СПБ, 1791; Никольский А. С., Основания российской словесности, СПБ, 1792; Рижский Ив., Опыт риторики, СПБ, 1796; Мерзляков А., Об истинных качествах поэта и оратора рассуждение, М., 1824; Толмачев Я., Военное красноречие, 3 чч., СПБ, 1825; Галич А. И., Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, СПБ, 1830; Кошанский Н., Общая реторика, СПБ, 1829; Сперанский М., Правила высшего красноречия, 1844; Фойгт К., Мысли об истинном значении и содержании риторики, "ЖМНП", 1856, ч. 86; Миттермайер К., Руководство к судебной защите по уголовным делам, М., 1863; Гегель, Курс эстетики, кн. II, М., 1860; Луньяк И., Риторические этюды, СПБ, 1881; Певницкий В. Ф., Церковное красноречие и его основные законы, Киев, 1906; Гофман В., Слово оратора (Риторика и политика), Л., [1932]. См. также библиографию к ст. "Речь ораторская".
В. Гофман

Другие люди и понятия:

Реуф

РеуфРЕУФ Мехмед [1875—1918] — турецкий прозаик. Р. в Стамбуле. Владея французским и английским яз., близко познакомился с зап.-европейской литературой. Воспринял некоторые влияния А. Додэ, Флобера,… Полная информация

Рец

РецРЕЦ Франсуа Поль [François Paul de Gondi de Retz, 1613—1679] — франц. политический деятель и писатель. Один из вождей феодальной партии в эпоху Фронды. Парижский архиепископ и кардинал. Пользовался большим… Полная информация

Рецензия

РецензияРЕЦЕНЗИЯ — один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. "библиографический" отдел. Р. — критический разбор произведения —… Полная информация