Р - С
Рисаль
РИСАЛЬ Хосе [Jose Rizal Mercado, 1861—1896] — крупнейший писатель и деятель национального освобождения Филиппинских о-вов. Р. в Камаибе (о. Лусон) в семье состоятельного тагала (народность малайского племени на Филиппинских о-вах) землевладельца, получил хорошее образование, пополненное длительными путешествиями по Европе, Азии и Америке, был врачом, филологом, художником, скульптором. За революционную деятельность был сослан на о. Минданао, где провел несколько лет, потом из уважения к лит-ым заслугам получил разрешение ехать в Кубу в качестве военного врача, но во время его поездки на Филиппинских о-вах разразилось восстание против колониальных властей. Обвиненный в организации его, Рисаль был снят с парохода, возвращен в Манилу и расстрелян.
В своей революционной деятельности Р. опирался на туземную буржуазию и в особенности на ее интеллигенцию, кладя в основу своей пропаганды идею национального равноправия и требуя прежде всего для тагалов права на свою культуру. Залог победы он видел в росте культуры и образования среди его соотечественников, много способствуя их просвещению, основывая школы и читая лекции. Р. вел самую жестокую борьбу против испанских властей и монашеских орденов, беспощадно разоблачал их самоуправство, достигавшее здесь размеров, невиданных в Европе. Р. старался не выходить за пределы легальных способов сопротивления и предпочитал слово и перо художника и публициста всем иным видам оружия, откладывая решительное выступление на неопределенный срок, когда культура тагалов сравняется с культурой завоевателей.
Эти идеи лежат в основе двух романов Р. "Noli me tangere" [1886] и "El filibusterismo" (Флибустьерство, 1891), скупавшихся и уничтожавшихся филиппинскими монахами, но тем не менее получивших широкую популярность далеко за пределами родины Р. В романах Р. развернута во всей ее неприглядности картина чудовищной эксплоатации, к-рой подвергаются тагалы, разгул, хищничество, беззаконие и безнаказанность колониальных властей и в частности духовенства. Р. рисует широкую картину жизни и быта тагалов, их упорную каждодневную борьбу за свой клочок земли, отбираемый духовными чинами, их тягу к просвещению, их способность к наукам и культурному росту; с другой стороны — стихийные вооруженные выступления, непрекращающуюся ни на один час жестокую партизанскую войну, подготовку к восстаниям, рост революционных союзов и освободительных идей.
Для своего времени имели значение также другие работы Р. исторического, филологического и поэтического характера ("Mi último pensamiento", 1897).
Библиография: I. Noli me tangere, Novela tagala, Berlin, 1886, Manila, 1908, Barcelona, 1908; El filibusterismo, Novela filipina, Gent, 1891, Manila, 1908, Barcelona, 1908; Barrentes y el teatro Tagalo, Barcelona, 1889.
II. Blumentritt F., Biography of Dr J. Rizal, Singapore, 1898; Его же, El Noli me tangere de Rizal, Barcelona, 1889; Retana W. E., Vida y escritos del doctor J. Rizal, Madrid, 1907; Elio V., Compendio de la vida y de las doctrinas é ideales del idolo del pueblo filipino, J. P. Rizal Mercado, Manila, 1913; Немирович-Данченко В., Цветок своего народа, в кн. "Вечная память", М., 1907.
Д. Выгодский
Другие люди и понятия:
РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг…
РИТМИКА. — Понятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей, характерных для того или иного поэта ("ритмика Маяковского",…
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, — так наз. фигуры. Отличительной чертой этих…