Р - С
Ромашев
РОМАШЕВ Борис Сергеевич [1895—] — драматург. Родители — актеры. Учился в Московском ун-те. Был актером и режиссером. Дебютировал как писатель Р. небольшим рассказом "Попово веселье" ("Веселый альманах", изд. "Круг", 1923). Одной из первых работ Р. была кино-комедия "Его спасает небо", содержание к-рой основано на ходячих представлениях об Америке. Пьеса построена на, стремительно разворачивающемся сюжете с двойниками и тайнами.
Характерным для драматургического творчества Р. является постановка общественно-политических проблем современности на конфликтах общественных и семейно-бытовых. К лит-ым качествам его пьес необходимо отнести их театральность, бытовую живописность. Сказывающийся в ранних вещах Р. натурализм неуклонно преодолевается им, центральным становится изображение общественных связей и деятельность людей.
Первая драма "Федька-есаул" поставлена Студией Малого театра в 1924. Сюжет пьесы — конфликт между мужем-белогвардейцем и женой, связавшей свою судьбу с трудовым казачеством. Драматическое построение схематично, в стиле мелодрамы. Краски кладутся плакатно. Язык грубоват, засорен провинциализмами.
Создала известность Р. пьеса "Воздушный пирог" (театр Революции, 1925). Ее тема — крушение остатков капиталистических элементов, активизировавшихся в начале нэпа. Герри пьесы — банковские служащие, мелкие дельцы, уголовный элемент. Жизненной фигурой, доведенной до типизации, получился у Р. Семен Рак, неугомонный и жизнерадостный пройдоха, спекулянт и комбинатор. Герои-коммунисты — Коромыслов, Гусаков — схематичны. Множество эпизодов, плакатность отдельных персонажей — дань увлечения Р. левым театром, в значительной мере формально воспринятым.
"Конец Криворыльска" — мелодрама (театр Революции, 1926) — показывает быт уездного города, его партийную верхушку, комсомол, местную интеллигенцию, белогвардейцев, прячущихся под чужими именами. Пьеса сохранила черты уголовной хроники. Но и в постановке самой темы (рождение нового города) и в обрисовке некоторых персонажей (Роза Бергман, военком Мехоношев) видно стремление Р. к освещению новых сторон действительности, что выгодно отличает позднее пьесу "Бойцы". "Огненный мост" (1929, Малый театр) и "Смена героев" (1930, Малый театр) посвящены проблемам интеллигенции в ее отношении к революции и социалистическому строительству.
Темы эти ставились автором в значительной мере отвлеченно. Героиня "Огненного моста" Ирина Дубравина идет в революцию через некоторое внутреннее очищение. Положительное решение проблемы дается Ромашевым абстрактно-психологически, без того непосредственного знания быта, к-рое создало успех "Воздушного пирога" и "Конца Криворыльска". В "Смене героев", посвященной жизни провинциального актерства, автор проявляет большую наблюдательность, но не Поднимается до подлинного художественного обобщения. Отдельные фигуры в этих пьесах (политкомиссар Штанга) свидетельствуют о стремлениях Р. к преодолению схематичности в обрисовке передовых людей класса.
Особый интерес как по тематике, так и по характеру выведенных в ней героев представляет пьеса "Бойцы", получившая третью премию на Правительственном конкурсе 1933 (Малый театр и ЦТКА в 1934). "Бойцы" — серьезная пьеса, посвященная изображению жизни Красной армии в мирной обстановке. Пьеса получила высокую оценку советской общественности. Оптимистическое мироощущение, бодрость, жизненная простота персонажей — положительные стороны "Бойцов". Особенно удалась Р. фигура командира корпуса Гулина — бывшего батрака, героя гражданской войны, человека незаурядного, одного из тех людей, каких могла воспитать только Великая пролетарская революция.
Библиография: I. Федька-есаул. Драма в 3 д., М., 1924; То же, изд. 4, М., 1929; Воздушный пирог. Комедия в 5 д., М., 1925; Его спасает небо. Кино-комедия в 4 д., М., 1925; Конец Криворыльска. Сатирическая мелодрама в 5 д., Л., 1927; Огненный мост. Драма в 5 д., М., 1930; Смена героев. Пьеса в 4 д., М., 1933; Бойцы. Пьеса в 4 д., ГИХЛ, М., 1934; Пьесы. Предисл. В. Млечина, Гослитиздат, М., 1935 (вышло 4 пьесы).
II. Кольцов Мих., Воздушный пирог (Театр Революции), "Правда", 1925, № 45, 24 февр.; Вакс Бор., Б. Ромашев, "На литературном посту", 1927, № 24. Отзывы: Волькенштейн В., "Печать и революция", 1925, III; Тарасенков А., "Литературная газета", 1934, № 21, 22 февр.; Орловский Сергей, "Известия ЦИК и ВЦИК СССР", 1934, 24 марта; Р. С., По поводу "Бойцов" Б. Ромашева, "Знамя", 1934, № 5; Ермилов В., Театральные письма, "Литературная газета", 1934, № 64, 22 мая (о "Бойцах"); Оружейников Н., "Бойцы" Б. Ромашева в Малом театре и театре Красной армии, "Литературная газета", 1934, № 41, 4 апреля; Розенцвейг Б., "Бойцы" Ромашева, "Комсомольская правда", 1934, № 77, 1 апреля (в Малом театре и театре Красной армии); Ромашев Б., Как ставились "Бойцы", "Знамя", 1934, № 6; Бочачер М., Октябрь", 1934, № 6; Субоцкий Л., Кузница пролетарских полководцев, "Правда", 1934, № 100, 11 апр. ("Бойцы" в Малом театре и ЦТКА).
Н. Оттен.
Другие люди и понятия:
РОМЕН Жюль [J. Romains, псевдоним Луи Фаригуля, 1885—] — французский писатель. Вышел из парижской мелкобуржуазной среды. В начале XX в. Ромен сблизился с поэтами группы "Аббатство" (см.) и стал…
РОНДО [франц. rondeau, старо-франц. rondel, старо-провансальское redondel] — форма строфы, возникшая во французской лирике XIII—XIV вв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной…
РОНИ, братья, Жозеф Анри Оноре Бёкс [Joseph Henri Honoré Boëx, 1856—] и Серафен Жюстен Франсуа Бёкс [Séraphin Justin François Boëx, 1859—] — французские беллетристы, последователи Гонкуров, подобно им часто…