Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Светлов

СветловСВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич [1903—] — современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. сформировался в 1924—1927. Входил в группу "Перевал" (см.), позднее — в РАПП (см.). Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии.
Торжественный романтический пафос нашей революции — характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война — в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. ("Гренада", "Звезды", "Пирушки", "Двое", "В разведке", "Граница", поэма "Хлеб" и др.). Герои С. — это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. герой "Гренады". Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты — тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.
Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим "intermezzo", С. создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не "советская копия" Гейне. Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по адресу того воображаемого "железобетонного" оппонента, к-рый захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений "Старушка" [1927] С., прямо обращаясь к громыхающему "ваятелю красных человеческих статуй", иронически кается:
"Простите меня — я жалею старушек, Но это — единственный мой недостаток".
Ирония служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, к-рые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, к-рые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. — это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. "На море", "Живые герои", "Проводы" и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции ("Нэпман"). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому.
Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. в 1927 ("Перед боем") как явление почти "положительное". Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения — пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении "Дон-Кихот" [1929]. В это же время С. создал ряд первоклассных стихотворений. Такова напр. "Рабфаковка" [1925], в к-рой С. удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение "Баллада о чекисте Иване Петрове" [1933].
Нередко, когда С. обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней ("Над Москвой", ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).
Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время С. преодолевает. С. идет по правильному пути, — он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.

 Библиография:  I. Рельсы, Стихи, предисл. В. Рожицына, изд. "Молодой рабочий", Харьков, 1923; Стихи, изд. "Молодая гвардия", Л., 1924; Стихи о себе, изд. "Молодой рабочий", Харьков, 1923; Корни, Стихи, изд. "Московский рабочий", М., 1925; Ночные встречи, Стихи, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1927; Хлеб, Поэма, изд. "Московский рабочий", М. — Л., [1928]; Книга стихов, Гиз, М. — Л., 1929; Избранные стихи, изд. "Огонек", М., 1929; Гренада, изд. "Молодая гвардия". [М.], 1930; То же, Гиз., М. — Л., 1930, Избранные стихи (1923—1931), изд. "Федерация, М., 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей: Горнист, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1931.
II. Машбиц-Веров И. М., Корни и "корни". О поэзии Михаила Светлова, "Комсомолия", 1925, № 8; Асеев Н., М. Светлов, "На литературном посту", 1927, № 10; Пакентрейгер С., Лирика ума (М. Светлов), "Новый мир", 1927, № 10; Поступальский И., Поэзия М. Светлова, "Звезда", 1929, № 4; Рыкова Н., Михаил Светлов, "На литературном посту", 1929, № 17; Виноградов И., О творчестве М. Светлова, там же, 1929, № 20; Сурков А., Поэзия на новом этапе, "Молодая гвардия", 1931, № 5—6; Соловьев В., Михаил Светлов, "Ленинград", 1930, № 3; Лейтес А., Перевооружение романтики. М. Светлов, "Литературная газета", 1933, № 57, 11 дек. Отзывы: Смирнов Н., "Красная новь", 1923, № 7 (о "Рельсах"); Исбах И., "Октябрь", 1924, № 1; Лаврова Кл., "Вестник книги", 1924, № 4—5; Исбах И., "Книгоноша", 1924, № 16 (о "Стихах"); Веров А., "Октябрь", 1925, № 5; Машбиц-Веров И., "Новый мир", 1925, № 6 (о "Корнях"); Оксенов Ин., "Звезда", 1927, № 8; Поступальский И., "Красная новь". 1927, № 7 (о "Ночных встречах"); Его же, "Новый мир", 1929, № 5 (о поэме "Хлеб"); Зелинский К., "Литературная газета", 1929, № 12; Зенкевич М., "Новый мир", 1930, № 2 (о "Книге стихов").
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.
А. Тарасенков

Другие люди и понятия:

Свирис

СвирисСВИРИС П. [Р. Sviris — Петр Блумфельд, 1890—] — латышский пролетарский поэт, критик, переводчик, журналист. Р. в семье мелкого ремесленника, в деревне. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию,… Полная информация

Свирский

СвирскийСВИРСКИЙ Алексей Иванович [1865—] — писатель-беллетрист. Р. в бедной еврейской семье. С 12 лет С. скитался по всей России, был в Персии и Турции, находя временный приют в тюрьмах, ночлежных домах и… Полная информация

Свифт

СвифтСВИФТ (точнее Суифт) Джонатан [Jonathan Swift, 1667—1745] — знаменитый английский писатель. Происходил из провинциальной дворянской семьи, разоренной во время революции. Учился в Дублинском… Полная информация