С - С
Сказание
СКАЗАНИЕ [греч. historia, diégémata] — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному лит-ому жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага. Слово "С." в древней русской лит-ре имело широкое употребление, обозначая всякий лит-ый, т. е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным лит-ым жанрам, то в лит-ре имеются: 1. Исторические С., напр. названия летописей ("Иное сказание"), "Сказание о зачатии царства Казанского", "Сказания" кн. Курбского, "Сказание об Азовском сидении" XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода — "Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь", приписываемое Нестору [XI в.]. В этом смысле термин употребляется и в научной лит-ре XIX в.: "Сказания о князьях и царях земли русской" (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави" (СПБ, 1870), "Сказания иностранцев о Московском Государстве" (В. Ключевский, М., 1866). см. "Летописи", "Хроники".
2. Житийные С., т. е. жития „святых“, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное лит-ое чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу [XI в.] "Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба", известною в списках уже от XII в. В этом смысле слово "С." без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX—XX вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. "Жития", "Легенда".
3. Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью. Таково напр. "Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая", известное в списках от XVI в., или "Сказание о псалтири, како написася Давидом царем", в списках от XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1877) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1890). см. "Апокриф".
4. Поучения-С. — поучительные сочинения религиозного (напр.: "Сказание о будущем веце и о здешнем" в рук. XVIII в.), дидактического ("Сказание о пьянстве и душегубстве", в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. "Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом" в рук. XVII в. или "Сказание о конских приметах" в рук. XIX в. и др.).
5. Повести-С. — обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, к-рые аналогичны современной лит-ой повести. Напр. популярные старинные повести "О Брунцвике", "О Петре Златых Ключах", "О Франциле Венециане", "О царевиче Фиргисе" и мн. др. параллельно с термином "повесть", "гистория" в рукописях назывались также С. см. "Повесть".
Все эти виды лит-ых С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина "С." совсем не знает. Исследователи же иногда по лит-ой традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин "сказания". И. Сахаров ("Сказания русского народа", СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской лит-ры и фольклора.
Библиография: Отправной справочник по вопросам древне-русской лит-ры, главнейших описаний рукописей и библиографии отдельных видов сказаний; Самые тексты сказаний хранятся в тысячах рукописей различных древлехранилищ. Большинство последних имеет печатные описания, перечень к-рых в кн.: Смирнов I. М., Указатель описаний славянских и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ, Сергиев Посад, 1916 (дополнения к ней Петровского Н. в "ЖМНП", 1917, июль-август, и Бельчикова Н. Ф. в "Библиографических известиях", 1917, № 3—4); Иконников В. С., Опыт русской историографии, т. I, кн. 1—2, т. II, кн. 1—2, Киев, 1891—1908. Общие сведения об отдельных видах сказаний в общих курсах истории древнерусской лит-ры: П. Владимирова, М. Сперанского, В. Истрина, А. Орлова, Е. Петухова, Пыпина и др.
Другие люди и понятия:
СКАЗИТЕЛИ — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины (см.) и сказки (см.). В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на…
СКАЛБЕ Карл [Kārlis Skalbe, 1879—] — латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к…
СКАЛЬДЫ — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории лит-ры оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — "главным…