С - С
Сказители
СКАЗИТЕЛИ — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины (см.) и сказки (см.). В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин "С." употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной традиции — "сказатели" (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), "старинщики" (Печора), для знатоков сказки — "посказатели" (Сибирь), "сказочники" (широкое распространение).
С. явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества — дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи — античных мимов, средневековых жонглеров и шпильманов — русские С. XIX—XX вв. не являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов. Pjevač, piva — у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши́, кайджи́ (кайчи) — у алтайских турок, тульчи — у западных монголов, улагерчи — у бурят и др. проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т. п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. — об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре — см. "Былины" и "Сказка".
Постановка проблемы изучения С. относится к 60—70-м гг. XIX в. и является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIX в. мифологическая теория с ее пониманием фольклора как "общенародного", "коллективного", "безличного" творчества, с ее стремлением отыскивать "общеарийские", "общеславянские" и пр. основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались лишь "агентами передачи". Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П. Н. Рыбниковым [60-е гг.] был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А. Ф. Гильфердингом: он первый издал собранные им онежские былины [1871] по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В. В. Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое "типических" мест, усвоенных С. и соединяемых "переходными" элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. становятся основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а ряд специальных исследований В. Ф. Миллера, А. В. Маркова, Б. М. Соколова, Б. Я. Владимирцова и др. углубляет и расширяет вопрос о роли С. былин и о взаимодействии традиционного и личного.
В области сказки проблема изучения С. была выдвинута несколько позже. Первый перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям Н. Е. Ончуков [1908]. Вслед за ним также публикуют материалы Д. К. Зеленин, Б. М. и Ю. М. Соколовы, М. К. Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали преимущественно: С. Ф. Ольденбург, М. К. Азадовский, выдвинувший задачу изучения стиля отдельного С. и впервые применивший метод издания отдельных полных репертуаров С., Б. М. Соколов и А. И. Никифоров, фиксировавшие внимание на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации С.
Библиография: I. Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики сказителей в сборниках былин (см.) статьи, исследования и очерки: Майков Л., Певец былин в окрестностях Барнаула, "Известия Русского географического общества", 1874, т. X, № 6; Харузина В. Н., На севере, М., 1890; Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, "Этнографическое обозрение", кн. 23, 1894: Его же, Народные типы, Скоморощина наших дней, "Исторический вестник", 1899, XI; Васильев Н. В., Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах, "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук", т. XII, 1907, кн. 2; Олонецкая сказительница и вопленница Н. С. Богданова в Петербурге, "Олонецкая неделя", 1911, № 29; Пришвин М., Очерки, СПБ, 1913; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915; Тэр-Саргсянц С., Армянские ашуги, "Восточные сборники", М., 1924, № 1; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Соколов Юрий, По следам Рыбникова и Гильфердинга, "Художественный фольклор", № 2—3, М., 1927; Астахова А. М., Былина в Заонежьи, "Крестьянское искусство СССР", вып. 1, Л., 1927; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 1, изд. 2, М., 1931; Берлинский П., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933; Murko M., La poésie populaire épique en Yougoslavie an début du XX siècle, P., 1929; Его же, Epensängerinnen in Dalmatien, "Slavische Rundschau", 1935, VI. Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. в сборниках сказок (см.) статьи, исследования и очерки: Семевский М., Сказочник Ерофей, "Отечественные записки", 1864, №№ 2, 5, 6, 8, 12; Лесевич В., Денисовский казак Р. Ф. Чмыхало, его сказки и присказки, "Мир божий", 1895, IV; Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, "Этн. обозр.", 1904, № 2; Гордлевский В., Из настоящего и прошлого "меддахов" в Турции, "Мир Ислама", 1912, № 3; Макаренко А. А., Две сказки русского населения Енисейской губ., "Живая старина", 1912, стр. 351—381 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год); Савченко С. В., Русская народная сказка, Киев, 1914; Козырев Н. Г., Как я собирал народные сказки, "Живая старина", 1914, вып. 3—4, и отд., П., 1915; Калинников И., Сказочники и их сказки, "Живая старина", 1915, стр. 242—272 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916; Ольденбург С. Ф., Собирание русских народных сказок в последнее время, "ЖМНП", 1916, VIII; Соколов Б., Уголок русского сказочного мира, "Научные известия", 1922, II; Едемский М. Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в 1924—25 гг., Обзор работ, Л., 1926; Azadowsky M., Eine sibirische Märchenerzählerin, [Н. О. Винокурова], Helsinki, 1926; Элиаш Н. М., Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919—26), Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Гринкова Н. П., О записях сказок в Воронежской губ., в 1926 г., Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Ее же, Сказки Куприянихи, "Худож. фольклор", I, М., 1926; Мерварт Л. А., Техника сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Копецкий Р., К изучению языка и стиля сказки, "Slavia", 1927, VII Волков Р. М., Словесне оформления великорусько; казки, "Зап. Одеського інст. нар. освіти", 1927, т. I; Azadowsky M., Pohádky z hornolenského kraje, "Narodopisny věstnik českoslovansky", 1928, XXI—XXII; Нікіфоров О., Сьегочасна пінезька казка, "Етнограф. вісник", 1929, кн. 8; Гофман Э. В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника, "Художественный фольклор", вып. 4—5, М., 1929; Oldenbour S., d’, Le conte dit populaire: problèmes et méthodes, "Revue des études slaves", 9, 1929, p. 221—236; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 2, изд. 2, М., 1930; Нікіфоров О., Теперішній заонезький казкар-сповідач, "Етногр. вісник", 1930, кн. 9; Никифоров А. И., Сказка, ее бытование и носители, в сб. "Русские народные сказки", сост. О. И. Капица, Гиз, М. — Л., 1930; Азадовский М. К., Сказительство и книга, "Язык и литература", т. VIII, Л., 1932; Berendsohn W. A., Grundformen volkstümlicher Erzählerkunst in den Kinderund Hausmärchen der Brüder Grimm, Hamburg, 1922; Heyden F., Volksmärchen und Volksmärchenerzähler, Hamburg, 1922.
А. Астахова
Другие люди и понятия:
СКАЛБЕ Карл [Kārlis Skalbe, 1879—] — латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к…
СКАЛЬДЫ — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории лит-ры оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — "главным…
СКАНДИНАВСКИЕ ЯЗЫКИ — датский, шведский, норвежский, исландский и ферейский — составляют северную группу в системе германских яз. (см.), отличаясь от других групп ее рядом особенностей в…