С - С
Слепцов
СЛЕПЦОВ Василий Алексеевич [1836—1878] — писатель. Р. в богатой дворянской семье, получил воспитание в Пензенском дворянском ин-те, учился в Московском ун-те. Дворянское происхождение не помешало ему выступить в своей общественной и лит-ой деятельности вместе с революционными демократами.
Печатался С. в "Современнике". Одно время был секретарем редакции "Современника" а потом "Отечественных записок". В 1863—1864 организовал в Петербурге коммуну.
Разрушительные тенденции, критика пореформенного социального уклада — самая сильная сторона в творчестве Слепцова. Позитивная программа писателя едва ощущается всех его лит-ых произведениях. С. преимущественно интересуют социально-экономические противоречия его времени, процесс формирования новых общественных и бытовых отношений. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. В "Письмах об Осташкове" автор показывает типичный уездный город пореформенной России.
Разоблачая кричащие противоречия Осташкова, автор приходит к выводу, что в основе показного культурного "преуспеяния" города лежат хищнические интересы.
Эта же проблематика общественных противоречий живо интересует С. и тогда, когда он изображает дворянскую усадьбу и деревню. Основное произведение, посвященное этим проблемам, — "Трудное время" повесть, к-рая вызвала огромный интерес среди читателей и внимание критики разнообразных течений. С. ярко и зло изображает либерального помещика Щетинина. Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к "меньшому брату" — мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от "гуманства", становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов. И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и "счастьи". Этот линяющий либерализм при всей его очевидной эксплуататорской сущности обладал достаточной-способностью заражать неокрепших и наивных в социальных вопросах людей, одушевленных искренним желанием работать для блага народа (такова жена Щетинина — Марья Николаевна). Вот почему важно было разоблачить "гуманствующую" деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице к-рого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина. Рязанов хорошо понимает непримиримость классовых противоречий, бессмыслие и нелепость либерально-гуманных потуг помещиков и вместе с тем, признав факт классовой борьбы как данную необходимость, он не видит тенденций объективного хода вещей, не может определить хотя бы в самых общих чертах программу деятельности той группы, к-рую он представляет. Но разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от "гуманских" иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов.
Повесть С. в жанровом отношении близка к его очеркам. Но это ничуть не мешает убедительности его утверждений, художественному мастерству писателя. То же самое можно сказать о его неоконченном романе "Хороший человек". Автор повидимому поставил себе задачу дать развернутый образ особой разновидности "лишнего человека из дворянства" (Теребенев). Но и здесь господствует надо всем показ социально-экономических противоречий общества, еще не выкристаллизовавшихся в художественном сознании писателя в типичные характеры во всей их индивидуальной конкретности.
Библиография: I. Собр. сочин., 2 тт., СПБ, 1866; Сочинения, в 2 тт., ред., статьи и комментарии К. Чуковского, изд. "Academia", М. — Л., 1932—1933.
II. Писарев Д. И., Подрастающая гуманность, "Русское слово", 1865, № 12, и в "Полном собр. сочин.", т. V, СПБ, 1903; Ткачев П., Подрастающие силы, "Дело", 1868, №№ 9, 10; Скабичевский А. М., Живал струя, Сочин., т. I, СПБ, 1903; Авдеев М., Наше общество в героях и героинях литературы, СПБ, 1874; Михайловский Н. К., Из литературных и журнальных заметок, 1874, Полное собр. сочин.; т. II, СПБ, 1896; Дивильковский А. А., В. А. Слепцов, "История русской литературы XIX в.", т. III, изд. "Мир", М., 1910; Горький М., Предисловие к берлинскому изданию пов. "Трудное время", 1922; Иорданский Н., Вступ. ст. к пов. "Трудное время", М. — Л., 1923; Чуковский К., Вступ. ст. и комментарии к "Сочинениям Слепцова", М. — Л., 1932—1933 (там же см. библиографию и перечень критических статей о творчестве Слепцова).
Г. Федосеев
Другие люди и понятия:
СЛЕТОВ Петр [псевдоним Петра Владимировича Кудрявцева, 1897—] Р. в семье служащего. В лит-ру С. вошел как автор большой повести "Мастерство" [1930]. При. растянутости и фантастичности отдельных…
СЛОВАРЬ, или ЛЕКСИКОН [греч.] — список слов одного или нескольких языков, систематизированный в алфавитном или каком-либо ином порядке; работа по составлению С. носит название…
СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Первые свидетельства истории о словаках относятся к IX—X вв. н. э. Повидимому словаки первоначально заняли в Ср. Европе территорию, освобожденную Карлом Великим от…