С - С
Стафф
СТАФФ Леопольд [1878—] — современный польский поэт. Происходит из мелкобуржуазной еврейской семьи из Львова. Окончил Львовский ун-т по философскому факультету. С. начал творить на рубеже двадцатого века, когда вся буржуазная литература переживала период декадентства. Одним из самых ярких представителей этого упадочного течения в польской лит-ре несомненно был С. В 1901 С. выступил с первой книгой стихов "Сны о могуществе" (Sny o potędze). В этом сборнике и в следующем произведении С. — "Пан Твардовский" (Mistrz Twardowski, 1902), критика усматривала влияние Ницше, немецких поэтов — Альфреда Момберта с его космическими видениями и неоромантика Гуго фон Гофмансталя. Самое название первой книги стихов С. может подсказать, что С. вдохновляли ницшеанские мечты о "сверхчеловеке", стремление к власти.
Однако во всем творчестве Стаффа — "День души" (Dzień duszy, 1903), "Птицам небесным" (Ptakom niebieskim, 1905), "Цветущая ветвь" (Gałąż kwitnąca, 1908), "Улыбки часов" (Uśmiechy godzin, 1910), "Лебедь и лира" (Labędź i lira, 1914) и др. — преобладали иные мотивы — бессилия и безволия, усталости, отцветания. Если и были ницшеанские мотивы, то они скоро отзвучали, и уже в цикле стихов "Песни, пропетые себе и ночи" поэт должен признать: "Сон опутал мощь… Я больше не умею ни жить, ни гибнуть, ни отважно побеждать". Отсюда уход от всего реального в мир фантазии. Характерно стихотворение "Поводырка", в к-ром поэт говорит с девушкой, избранной им в поводыри. Он молит ее указать ему путь — бессильному, несчастному и слабому, но когда они доходят до перекрестка дорог, он узнает, что поводырка его слепая и немая. Для поэта остается лишь мечта о смерти и надежда на потусторонний мир.
С. безусловно большой мастер стиха, познавший во всем совершенстве искусство музыкальной речи. Порою он может блеснуть такими стихами, как написанный с большой силой "Кузнец", навеянная народными мотивами "Баллада о потерянном башмачке", как нежно лирические "Осеннее письмо" или "Твои золотые волосы".
С. является точно так же автором ряда драм — "Клад" (Skarb, 1904), "Годива" (Godiwa, 1906) и др., но значительного влияния на развитие польского театра он не имел. "Клад", к-рый критика сравнивала с "Жизнью человека" Андреева, ставился не без успеха в Кракове и Львове.
Библиография: I. Кроме упомянутых, стихи: "В тени меча" (W cieniu miecza, Lwów, 1911), "Сев судьбы" (Siew doli, 1916), "Радуга слез и крови" (Tęcza łez i krwi, Kraków, 1918), "Вино любви" (Wino miłości, Warszawa, 1919), "Глаза бездны" (Oczy otchłani, Warszawa, 1919), "Песнь о жаворонке" (Pieśń o skowronku, Warszawa, 1919), "Шумящая раковина" (Szumiąca muszla, Warszawa, 1921), "Сады" (Sady, Warszawa, 1919), "Полевые тропы" (Ścieźki polne, Warszawa, 1919), "Кормясь на лету" (Žywiąc się w locie, Warszawa, 1922), "Избранные стихи" (Wybór poezji, 1921). Драмы: "Зрелище" (Igrzysko, Lwów, 1909), "Это самое" (To samo, Lwów, 1912) и др.
М. Живов
Другие люди и понятия:
СТАШЕК Анталь [Antal Stašeк, 1843—1931] — псевдоним чешского поэта и писателя Антонина Земана (Antonin Zeman), начавшего литературную деятельность с подражания Байрону. Первый сборник стихов вышел в 1876 —…
СТЕЙНМАР или ШТЕЙНМАР [Hêr Steinmar] — немецкий миннезингер второй полов. XIII в.; исследователи пытаются отожествить его с Бертольдом С., служилым рыцарем из Klingnau в Тюргау, имя которого…
СТЕККЕТИ Лоренцо [Lorenzo Stecchetti] — вымышленное имя, вошедшее в историю итальянской лит-ры с 1877, когда болонский библиотекарь Олиндо Гверрини [1845—1916] выпустил книгу стихов "Postuma", приписав ее…