Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Семенко

СеменкоСЕМЕНКО Михайль [1892—] — современный украинский поэт. Р. в семье народного учителя. Учился в Петроградском психоневрологическом ин-те. Имя С. связано с возникновением и историей украинского футуризма. С. был одним из активных руководителей украинских футуристических группировок (кверофутуристы, аспанфуты, Коммункульт и наконец "Нова генерация").
В ранних стихах [1910] С. находился под влиянием господствовавшей тогда модернистской поэзии. Под воздействием русского футуризма молодой С. порвал с традициями модернистской поэзии ("Поворот", конец 1913). Он объявил бунт против украинского декадентства, против узкого национализма в поэзии, отрыва ее от динамики капиталистического города. Но С. обходил кричащие противоречия окружавшей его социальной действительности. Даже такие события, как империалистическая война, как революция 1917 почти не нашли отражения в его творчестве. Семенко видел, что "мир этот веселый — широкая тюрьма", но он искал убежища от угнетавших его противоречий капиталистической действительности не в борьбе, а в "гордом" одиночестве; отсюда воспевание иллюзорной свободы мелкобуржуазного "я", тяга к бунтарскому индивидуализму. Но и этот бунт против господствовавшей буржуазии, против националистической поэзии, против мещанства облекался в формы "аполитизма", выражая тем самым бессилие протеста украинской городской мелкой буржуазии против беспощадной агрессии капитализма.
Главное острие поэтики С. было направлено против традиционной поэтики украинского "просвітянства" и особенно против символизма. Классический стих он заменил свободным стихом, он ломал строфу, ввел в поэзию непривычный тогда в украинской лит-ре разговорный язык улицы, насытил последний прозаизмами, нарушил логичность фразы, прерывая ее неожиданно возникшими ассоциациями. Под влиянием русских футуристов С. вводил в украинскую поэтику заумь. Однако подобные выверты не нашли широкого применения в его поэтической практике, поэтика С. обогатила язык украинской дореволюционной поэзии, расширила ее рамки, освежила стилистические приемы и ритмические ходы.
В 1919 поэт дал ряд революционных футуристических поэм ("Т. Сонце", "Степ", "Повстання" и др.). Впервые в его творчестве тема революции стала основной. Романтика революции, вспыхнувшей "мировым пожаром", в дыму к-рого начали выявляться очертания нового мира; радость освобожденного народа, заполняющего криками, песнями, манифестациями улицы города; яркие зарисовки классовой борьбы на селе ("Степ") — все это нашло свое выражение в этих поэмах. "Аполитизм" сменился энергичным призывом к борьбе за "красное знамя" против польско-петлюровских банд ("Наступ"). С. прельщал гл. обр. разгром старого мира. Он не ощущал в революции железной воли пролетариата, организующего и возглавляющего борьбу с контрреволюцией. Его интересовало не социальное содержание происходящих событий и не люди, а техника. Неизжитые мотивы богемного быта принимали у него иногда порнографический характер, сказывался и прежний индивидуализм, преувеличение значимости своего "я".
Наиболее характерной чертой творчества С. восстановительного и особенно реконструктивного периода ("Сучасні вірші", 1931) явился полный отход поэта от богемно-эротических тем. Его творчество публицистически заострилось. Индустриализация страны ("Дніпрельстан"), новый быт ("Алкоголь і соціалізм"), политические события (ряд памфлетов против националистов и др.), вопросы советской лит-ры и выступления против национализма ("Література и життя", "Про епохи и сегодняшніх бліх" и др.) — вот главнейшие мотивы творчества С. Однако неизжитые элементы мелкобуржуазного мировоззрения сказались и в этот период творчества. Не преодолел С. полностью и отрицательного отношения к культуре прошлого — относя Шевченко к явлениям отжившим, С. противопоставил его "Кобзарю" свой, как бы современный, "Кобзар" (так назвал С. сборник своих произведений 1910—1922).
Положительным в творчестве С. данного периода была борьба против националистов в украинской лит-ре, против Хвильового, Курбаса, Кулиша и др. Но острие этой борьбы было направлено гл. обр. против их творческого метода, против их мещанства и ограниченности. С. выступал и против националистов как таковых, но часто по-делячески, с мелкобуржуазных позиций. Боролся С. и против творческих позиций советских лит-ых организаций (ВУСПП, "Молодняк") и советской критики, хотя и называл себя их "другом". Поэтический язык этого времени "очищался" им от образности; выхолащивалась эмоциональность и усиливался рационализм, риторика. Некоторые стихи трудно даже считать поэзией, они напоминают газетную хронику. Те же идейно-творческие позиции характеризуют и сборник стихов С. за 1930—1931 "З радянського щоденника".
В настоящее время С. переживает творческий кризис. Советская лит-ра, в рядах к-рой пребывает поэт, требует от него решительной перестройки. После постановления ЦК ВКП(б) в 1932 С. издал маленький сборник стихов "Міжнародні діла" (6 поэм и стихов, 1933), свидетельствующий об очень медленной и пока слабой перестройке поэта. Поэт, не отказываясь от злободневной тематики, стал на путь ее большего обобщения, стал отходить от газетной хроники. Отдельные лучшие его произведениях (как "Безпритульні птиці" и частично "Джон і т. Джекобсон") не дают еще основания говорить о глубокой идейно-творческой перестройке поэта.

 Библиография:  I. Кверо-футурізм. Поезо-пісні, Київ, 1914; Кобзар (Повний збірник поэтичних творів в одному томі, 1910—1922), вид. "Гольфштром", Київ, 1924; Маруся Богуславка (Лірична драма), вид. "Книгоспілка", 1927; Малий кобзар і нові вірші, "Пролетар", Харків, 1928; Повна збірка творів, Харків, 1929; Европа й Ми. Памфлети й вірші (1928—1929), "Книгоспілка", Харків, 1930; З радянського Щоденника. Поззії. 1931—1903, "ЛіМ", Харків, 1930; Сучасні вірші, "ЛіМ", Харків — Київ, 1931; Поезії, "Рух", Київ, 1932; Міжнародні діла. Публіцистичні вірші 1932—33 р., "Укр. робітник", Харків, 1933.
II. Коваленко В., Літературна клоунада, "Молодняк" (Харків), 1927, № 5; Кулик Ів., Конечна умова, "Коммунист", ЦОКПбУ, 1930, 14/IV; Микитенко І., "Ліве" шахрайство, в брошюре Микитенко "За гегемонию пролетарсвкоі літератури", (Харкив), 1930; Хвиля А., Українська радянська поэзія, (Харків), 1934, стр. 14—15.
III. Лейтес А. і Яшек М., Десять років українськоі літератури (1917—1927), т. I, ДВУ, Харків, 1923; Шпілевич В., Бібліографія української літератури та літературознавства за 1928 рік, ДВУ, Харків — Київ, 1930.
Ю. Иосипчук

Другие люди и понятия:

Семенников

СеменниковСЕМЕННИКОВ Владимир Петрович [1885—] — библиограф и историк русской лит-ры XVIII в. Работа С., посвященная XVIII в., "Материалы для истории русской литературы и для словаря писателей эпохи… Полная информация

Семенов С. А.

Семенов С. А.СЕМЕНОВ Сергей Александрович [1893—] — пролетарский писатель. Сын рабочего. Член ВКП(б). Участник гражданской войны. Затем — на партийной и советской работе. Участник героического похода… Полная информация

Семеновский

СеменовскийСЕМЕНОВСКИЙ Дмитрий Николаевич [1894—] — поэт, беллетрист. Сын священника. Учился в духовной семинарии, из к-рой был исключен в 1912 за участие в забастовке. Примыкал к эсерам. Печатается с 1912 (газ…. Полная информация