С - С
Сендер
СЕНДЕР Рамон [Ramón J. Sender, 1901—] — испанский революционный писатель. Р. в крестьянской семье. В детские годы ушел из дому, работал и одновременно учился. Принимал участие в революционном движении. Проделал марокканский поход 1921. Неоднократно подвергался преследованиям за революционную работу, был приговорен к расстрелу, но бежал, после переворота 1931 вступил в ряды анархо-синдикалистов. Весь дальнейший его путь — постепенное разочарование в анархистских методах борьбы и переход в лагерь революционного пролетариата. Важным этапом этого пути явился его приезд в СССР [1933].
Лит-ая деятельность С. началась в 1919 в левой прессе. Первым его крупным произведением был роман "Imán" (Магнит, 1930), разоблачающий испанскую колониальную политику в Марокко. Уже здесь автор подверг резкой критике буржуазный строй и неизбежно вызываемые им войны. Однако С. не видел еще путей организованной борьбы против существующего режима. Элементы анархического бунтарства и индивидуалистического осмысления понятия "свободы" выступают в следующем романе С. "O. P. (Orden publico)" (Общественный порядок, 1931).
Переломным для С. явился его роман "Siete domingos rojos" (Семь красных воскресений, 1932) — "анархистская книга, направленная против анархизма", по определению автора. Здесь подвергся пересмотру и суровой критике как индивидуальный протест, так и политика анархо-синдикализма, неизбежно ведущая пролетариат к поражениям. После этой книги С. снова выступил в роли журналиста, но уже с четкой революционной направленностью. Из его газетных статей слатаются книги о зверской расправе правительства Леруса с крестьянами в деревне Casas Viejas ("Episodias de la lucha de clases", 1933, "Viaje a la aldea del Crimen", 1934) и книга, посвященная СССР ("Madrid — Moscú", 1934), пропитанная исключительной верой в социалистическое строительство и в окончательное торжество советской идеологии.
В своем художественном творчестве С. всегда стремится ставить большие проблемы и дать их философское истолкование. Для этого он рисует своих героев и отдельные события на широком фоне общественной жизни. Всячески избегая натуралистического описания и объективистского перечисления фактов, он всегда эмоционален, приподнят, взволнован, всегда подбирает детали, наиболее лирически окрашенные, эпитеты и глаголы, наиболее выразительные, действенные и многозначительные.
Глубокий социальный смысл всего творчества С., его подлинный революционный темперамент и честность политической мысли наряду с художественным мастерством сделали С. одним из популярнейших писателей испанского пролетариата и вместе с тем одним из крупнейших мастеров слова современной Испании.
Библиография: I. El verbo se hizo sexo, Madrid, 1931; La noche de los cien cabezas, 1934; Магнит, перев. Д. Выгодского, вступ. ст. Ф. Фернандеса Арместо, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Семь красных воскресений, перев. Б. Загорского, вступ. ст. Д. Джерманетто и Ф. Кельина, Гослитиздат, М., 1934; На месте преступления, Л., 1936.
II. Cansinos Assens R., Ramon J. Sender y la novela sociala, Madrid, 1933. Кроме предисловий к русскому переводу: Выгодский Д., Испанская литература наших дней, "Литературный критик", 1934, № 7—8; Кельин Ф. В., Р. Х. Сендер — боец и художник революции, "Интернациональная литература", 1935, № 9.
Д. Выгодский
Другие люди и понятия:
СЕНДРАР Блез [Blaise Cendrars, 1887—] — французский писатель. Известен гл. обр. как поэт. За последние годы напечатал несколько романов. Много путешествовал. Многообразие наблюдений, вынесенных из…
СЕНЕКА Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н. э. — 65] — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям "всадников". В Риме С. получил философское и…
СЕНКЕВИЧ Генрик [Henryk Sienkiewicz, 1846—1916] — польский писатель-беллетрист. Начало лит-ой деятельности С. приходится на то время, когда польские имущие классы еще были доступны…