С - С
Сенека
СЕНЕКА Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н. э. — 65] — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям "всадников". В Риме С. получил философское и риторическое образование; в 41 был сослан на остров Корсику по обвинению в связи с одной особой императорского дома; после 8-летней ссылки был назначен воспитателем будущего императора Нерона. При Нероне С. делается консулом и первым лицом при дворе императора. Однако в 62 зависть и происки придворных заставили его удалиться от двора, и в 65 обвиненный в участии в военном заговоре Пизона, он принужден был покончить самоубийством. С. — яркий идеолог рабовладельческой плутократии Рима; в своих сочинениях он воспитывает ее в духе стоической (частично и эпикурейской) морали. Свою лит-ую деятельность С. начал с написания в угоду Нерону едкой сатиры по случаю несостоявшегося обожествления императора Клавдия (дошли отрывки); пародийно он назвал эту сатиру "Apocolocynthosis" (Отыквление), хотя, описывая различные приключения Клавдия на небе, повидимому не изобразил обращения его в тыкву. Далее С. пишет ряд философских трактатов, большей частью в форме диатрибы (философского диалога): "De ira" (О гневе), "De vita beata" (О счастливой жизни), "De brevitate vitae" (О кратковременности жизни), "De tranquillitate animi" (О душевном спокойствии), "De beneficiis" (О добрых делах), "De Previdentia" (О провидении) и др.; в "Epistulae morales ad Lucilium" (Письма к Луцилию) он старается обратить в стоицизм своего друга эпикурейца Луцилия. Стоическая мораль была популярна в среде общественных верхов императорского Рима; будучи "по отношению к государству, т. е. к императору, так же бесправны, как и рабы по отношению к их господам" (Энгельс, О происхождении христианства), представители римской плутократии пользовались этой философией в качестве моральной самозащиты против императорского деспотизма; вместе с тем эта философия некоторым образом возвышала их паразитическое бытие, наполняя его этическим содержанием. Характерно, что стоическая философия у С. служит апологией богатства, к-рое, по С., дает возможность проявлять высокие качества духа и т. д., — сам С., богатейший человек своего времени, не отказывается от ценных подарков Нерона.
В трактатах С. сухая философская доктрина оживлена картинными примерами из современной ему жизни; он вводит разнообразные сравнения; у него, по определению античной теории, "нанизывающая" речь, построенная из риторически заостренных изысканных сентенций, в к-рых С. проявляет себя великим мастером. Философия приводит С. и к вопросам "физики"; сохранился его трактат "Naturales questiones" (Натурфилософские вопросы, в VII книгах), посвященный рассуждению по метеорологии, астрономии, геологии и др. В назидание Нерону С. пишет трактат "О гуманности", где рисует стоический идеал "справедливого царя", к-рый не руководится принципом "пусть ненавидят, лишь бы боялись", но опирается на доверие граждан. Мотивами стоической философии пронизаны и трагедии С., написанные им повидимому после удаления от двора. Под именем С. сохранилось 10 трагедий: "Medea" (Медея), "Phaedra" (Федра), "Oedipus" (Эдип), "Agamemnon" (Агамемнон), "Thyestes" (Тиэст), "Hercules Otaeus" (Геркулес Этейский), "Hercules furens" (Неистовый Геркулес), "Troades" (Троянки), "Phoenissae" (Финикиянки) и "Octavia" (Октавия). За исключением "Октавии" все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида (см.) и их римских подражателей. С. обильно насыщает свои трагедии стоическими мыслями и тезами; в них проповедуется бегство от городской культуры, идеализируется "золотой век". Ущемленность, отчаяние верхов общества в условиях деспотии Нерона выливаются здесь в призыве не дорожить жизнью ("Агамемнон"). Очевидно в назидание богачам и самому Нерону С. показывает пагубное действие сильной страсти (Медея, Федра, Атрей); и вместе с тем рисует идеалы стоического мужества (Геркулес, сгорающий на горе Эте, Поликсена в "Троянках").
В уста своих героев С. влагает пространные тирады и инвективы против тиранов, отражавшие оппозиционное настроение салонов римского большого света. Даже в самом выборе некоторых трагедий возможно видеть намеки на "скандальную хронику" императорского дома. Характерной чертой стиля С. является его пристрастие к эффектам. Он показывает и усиливает все сверхмерное, необычное, ненормальное. Медея напр. (в одноименной трагедии) — какое-то чудовище мести, вызывающее на бой всех богов С. вплетает в свои трагедии мотивы сверхъестественного, таинственного, мистического; стремится поразить читателя детальными и наглядными картинами кошмара и ужаса, прибегая иногда для большего эффекта к градации. Пристрастие к выспреннему, необыкновенному проявляется и в области формы — его трагедии пронизаны риторическим патетизмом: пересыпанные вопросами и восклицаниями монологи героев не что иное, как риторические декламации. Характерная для С. погоня за изысканными сентенциями лишь подчеркивает искусственность его стиля. Единственная дошедшая до нас в лит-ре Рима "претекста" (трагедия с римским сюжетом) "Октавия", рисующая изгнание первой жены Нерона и изображающая Нерона тираном в его столкновении с народом, возможно написана не самим С.; он сам выводится в ней действующим лицом. По всей вероятности трагедии С. не ставились на сцене (Против этого говорят слишком прозрачные намеки на Нерона, технические трудности в представлении некоторых сцен и действий и т. д.), а предназначались для читки в интимном кругу представителей высшего света.
Как философ Сенека был особенно популярен в средние века; "отцы церкви" признали его христианином, списавшим все из "Нового завета"; на самом же деле христиане сами воспользовались его стоической философией для своей морали; Энгельс метко называет С. "дядей христианства" ("О происхождении христианства"). Данте (см.) помещает С. среди "прославленных душ" античности ("Божественная комедия. Ад", 4). Особенно важны его трагедии; именно через них зап.-европейские драматурги знакомились с греческой трагедией. Их хорошо знали уже в средние века; им подражали в эпоху Возрождения; их влияние сказывается на шекспировских драмах; их патетика, изысканность формы, все их блестящие сентенции были родссвенны французским "классикам" XVI—XVII вв. (Скалигер считал трагедии С. даже выше греческих); С. подражали Корнель (см.) и Расин (см.). В XVIII в. Лессинг находил в драмах С. черты высокого трагизма.
Библиография: I. Новое издание трагедий с французским переводом Léon Hermann, Le théâtre de Sénèque, 2 vv., P., 1924—1926. Русский перевод шести трагедий — Сергея Соловьева, под ред. и с вступ. ст. Н. Ф. Дератани, изд. "Academia", М. — Л., 1933; Сатира на смерть, император а Клавдия, перев., введение и примеч. В. Алексеева, СПБ, 1891; Избранные письма к Луцилию, перев. П. Краснова, СПБ, 1893; перевод сатиры на обожествление Клавдия: Псевдо-апофеоз имп. Клавдия, перев. И. И. Холодняка в "Филологическом обозрении", 1899, т. XVI, прилож.
II. Ranke L., v., Abhandlungen und Versuche, Lpz., 1888; Lessing G. E., Sämtliche Schriften, hrsg. v. K. Lachmann, Bd. VI, Stuttg., 1890, S. 167—242; Марта, Философы и поэты моралисты во времена римской империи, перев. с франц. М. Корсак, М., 1879; Буассье Гастон, Римская религия от времен Августа до Антониев, с франц., М., 1914; Его же, Общественное настроение времен римских цезарей, с франц., П., 1915; Пиотровский А. И., Трагедии Сенеки, как театральный жанр. "Временник Г. И. И. И.", II, Л., 1927.
Н. Дератани
Другие люди и понятия:
СЕНКЕВИЧ Генрик [Henryk Sienkiewicz, 1846—1916] — польский писатель-беллетрист. Начало лит-ой деятельности С. приходится на то время, когда польские имущие классы еще были доступны…
СЕНКОВСКИЙ Осип Иванович [псевдонимы: барон Брамбеус, Белкин и др., 1800—1858] — публицист, редактор, критик, беллетрист, ученый лингвист-востоковед, человек большой и многообразной эрудиции,…
СЕН-СИМОН Луи де Руврэ, герцог [Louis de Rouvroy duc de Saint-Simon, 1676—1755] — французский мемуарист. Р. в Париже, в семье вельможи. Служил в армии, но рано вышел в отставку [1702]. Будучи личным другом Филиппа…