Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Саянов

СаяновСАЯНОВ Виссарион Михайлович [1903—] — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. — активный участник пролетарского лит-ого движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской лит-ой группы "Смена", член редколлегий ряда журналов.
С., один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает по преимуществу как лирик. Герой С. побывал на фронте гражданской войны и вернулся на свой родной завод ("Фартовые года"). На первых стихах С. сказалось увлечение "блатной" лексикой. Характернее для С. стремление расширить свою лирическую тему путем исторических, гл. обр. историко-революционных сопоставлений. Поэтому уже в стихах, составивших сборник "Фартовые года", локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в целом.
Два плана — бытовой и общественный, эпохиальный — вначале даны у С. в сплетении. Условный "блатной жаргон" в свою очередь переплетается с высокой пафосной лирикой.
В дальнейшем развитии творчества С. выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая тему пролетарской революции, С. увлекается аналогиями, реминисценциями, отступлениями в прошлое. Стихи С. — патетичны и в то же время несколько абстрактны.
Практическая творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о "реализме, романтизме, натурализме" и поэзии. Ценны его работы о символизме и акмеизме.
С. стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и футуристической поэтики в новом синтезе. Увлечение экспериментом пагубно отразилось на творчестве С.: неудачна получилась насквозь условная поэма "Картонажная Америка". Общая культурность обернулась книжностью и литературностью; эмоциональность — эмоциональной заумью; патетика — алогической риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл "Семейная хроника". В этом цикле С. дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной семьи в тесной связи с развитием революционного движения.
Следующий цикл, составляющий книгу "Золотая Олёкма" [1933] в портретах, в песнях, и романсах, в лирических, характерных для С. стихах, объединен темой Сибири: старой — капиталистической, хищнической, каторжной, и новой — социалистической, индустриальной. Здесь стих С. освобождается от книжности, псевдокультурности, прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, С. работает над использованием фольклора, гл. обр. эпического. С 1930 С. выступает и как прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических произведений С. роман о первых русских авиаторах "Небо и земля", положительно оцененный советской критикой.

 Библиография:  I. Стихотворные сборники: Фартовые года, Гиз, Л., 1926; изд. 2, "Прибой", Л., [1927]; Комсомольские стихи, изд. "Московский рабочий", М. — Л., [1928]; Современники, Л., 1929; Картонажная Америка, Поэма, изд. "Прибой", [Л.], 1929; Современники. Избранные стихи, изд. "Красная газета", [Л.], 1929; Избранные стихи, ГИХЛ, Л. — М., 1931; Собрание стихотворений, т. I. Стихотворения 1925—1930, ГИХЛ, Л., 1931; Семейная хроника, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1931]; Избранные комсомольские стихи, изд. "Молодая гвардия", Л. — М., 1933; Золотая Олекма, Изд-во писателей в Ленинграде, [Л., 1934]; Избранные стихи, Гослитиздат, [М.], 1934. Проза: Подруга верная моя, Повесть, изд. "Прибой", Л., 1930; Остров Мадагаскар, Повесть, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1933]; Олегов щит, [Повесть], идз. "Советский писатель", М., 1934; Небо и земля, кн. 1, Гослитиздат, Л., 1935; Истоки литературы: Современные литературные группировки, изд. "Прибой", [Л.], 1928; изд. 3, Л. — М., 1931; От классиков к современности, изд. "Прибой", Л., 1929; Очерки по истории русской поэзии XX в., изд. "Красная газета", Л., 1929; Начала стиха, изд. то же, Л., 1930.
II. Виноградов И., Виссарион Саянов, "На литературном посту", 1930, № 4; Его же, О художественном методе В. Саянова, "Ленинград", 1932, № 2. Отзывы: Обрадович С., "Красная новь", 1926, № 6; Асеев Н., "Печать и революция", 1926, № 4; Его же, "Новый мир", 1926, № 10; Поступальский И., "Красная новь", 1927, № 10; Светлов М., "Октябрь", 1928, № 9—10; Поступальский И., "Печать и революция", 1929, № 2—3; Зенкевич М., "Новый мир", 1929, № 6; Бескин О., "Красная новь", 1929, № 10; Левин Л., Оборотная сторона романтика, "Литературная газета", 1931, № 3, 14 янв.; Мессер Р., "Звезда", 1931, № 1; Ростовская Н., "Книга — строителям социализма (Худ. литература)", 1932, № 6—7; Решетов А., "Звезда", 1934, № 4; Мустангова Е., "Литературный современник", 1934, № 9; Тарасенков А., "Литературная газета", 1934, № 28; Македонов А. "Литературная газета", 1931, № 54; Его же, "Пролетарская литература", 1931, № 5—6; Мустангова Е., "Литературный современник", 1934, № 9; Гнедина Н., "Художественная литература", 1934, № 4; Тарасенков Ан., "Художественная литература", 1935, № 5.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Москва — Ленинград, 1928.
И. Гринберг

Другие люди и понятия:

Саят-Нова

Саят-НоваСАЯТ-НОВА [псевдоним Арутюна Саядяна, 1719—1795] — народный поэт (ашуг) Закавказья. Писал и распевал свои песни на армянском, грузинском и тюркском языках. Р. в Тифлисе, в семье бедного переселенца… Полная информация

Свево

СвевоСВЕВО (точнее Звево) Итало [Italo Svevo, 1861—1928] — "итало-австриец", псевдоним крупного итальянского писателя триестинца Этторе Шмиц (Ettore Schmitz). Свево приобрел известность прежде всего во Франции,… Полная информация

Свентоховский

СвентоховскийСВЕНТОХОВСКИЙ Александр [Aleksander Świetochowski, 1849—] — польский писатель, идеолог буржуазной Польши. Начал свой лит-ый путь в качестве сторонника "позитивизма" (см. "Польская литература"),… Полная информация