С - С
Сент-Бев
СЕНТ-БЕВ [Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804—1869] — яркий представитель французского романтизма в литературоведении и лит-ой критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности — история лит-ры и лит-ая критика, в к-рой С.-Б. создал свой метод, получивший позже название "биографического". Начав лит-ую деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. с первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма — от бедняка-крестьянина до родовой знати, — одновременно неопределенность социальных формулировок, "общечеловеческие" идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б. Выступив впервые [1824] в журн. "Globe" — органе "молодого поколения", пропагандировавшем романтизм, — со статьями о В. Гюго, С.-Б. быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. — "Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle" [1828] — посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской лит-ры, прерванных временным господством классицизма. "Предков" романтизма С.-Б. видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. поэтах XVI в. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. "Globe", относится и первая попытка С.-Б. сказать свое слово в художественной лит-ре — книга "Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme" [1829]. За ней следуют две книги стихов "Consolations" [1830] и "Pensées d’août" [1837] и роман "Volupté" [1834] — история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.
Лит-ый и жизненный путь С.-Б. был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к лит-ому вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический "Globe" на республиканский "National" и "National" на светскую "Revue des deux mondes", ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом лит-ую работу. В 1844 бывший романтик С.-Б. вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу "Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire", в к-рой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к "свободомыслящим", разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.
Метания С.-Б. заставили буржуазных историков лит-ры ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя "самым изломанным и склонным к метаморфозам умом", кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог "надклассовости" своих суждений и той "беспартийности" и "беспристрастности", к-рая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика. Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства; сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала; в лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный "народом" и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от к-рого С.-Б. рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.
С.-Б. не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные "Портреты", "Causeries du lundi", "Nouveaux lundis" представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу к-рой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. не исследует законов творчества, законов, обусловливающих лит-ый процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям лит-ры связано для романтика с классическими канонами, к-рые он призван потрясти и разрушить. С.-Б. интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии — единая задача лит-ой критики. С.-Б. не отказывается от изучения "эпохи, общества и движения умов", но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью "couleur locale" (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., "когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления". Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство — вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить "моральную физиологию" автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда — любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: "смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант". Это определение "места перехода души в талант" на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.
В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б. "Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, к-рые смягчают и ослабляют друг друга; предпочитает неопределенные обороты" (Брандес). Итог работы С.-Б. — живой портрет художника. Острый ум С.-Б. наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его "длительное изучение моральной физиологии" отнюдь не приближается к процессу научного исследования.
Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного — эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию "актерского нутра", создали особый жанр лит-ой критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку. Творчески реализованные в лит-ре Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике "вдохновенным критиком" С.-Б. на всем протяжении его почти полувековой лит-ой работы.
Библиография: I. Кроме указ. в тексте: Poésies complètes (собр. стих. С.-Б.), P., 1840; Histoire de Port-Royal (история янсенизма), 4 vv., P., 1840—1848, 2-me éd., 5 vv., P., 1860; Portraits de femmes, P., 1844; Portraits littéraires, 2 vv., P., 1844, 3 vv., P., 1864; Portraits contemporains, 2 vv., P., 1846; Causeries du lundi, 15 vv., P., 1857—1862; Etude sur Virgile, P., 1857; Nouveaux lundis, 13 vv., P., 1863—1872; Souvenirs et Indtscrétions, P., 1872; Les cahiers de Sainte-Beuve, P., 1876; Correspondance de C. A. Sainte-Beuve (1822—1865), P., 1877—1878; Nouvelle correspondance de C. A. Sainte-Beuve, P., 1880; Cahiers intimes inédits, P., 1933; Correspondance généralet de Sainte-Beuve, recuillie, classée et annotié p. J. Bonnerot, P., 1935 (в 1935 вышел т. I).
II. Levallois J., Sainte-Beuve, P., 1872; Morand F., Les jeunes années de C. A. Sainte-Beuve, P., 1872; Haussonville O., d’, C. A. Sainte-Beuve, sa vie et ses œuvres, P., 1875; Pons A.-J., Sainte-Beuve et ses inconnues, P., 1879; Nicolardot L., La confession de Sainte-Beuve, P., 1882; Troubat J., Souvenirs du dernier secrétaire de Sainte-Beuve, P., 1890; Brunettière F., Evolution des genres dans l’histoire de la littérature, P., 1890; Его же, L’evolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle, P., 1894; Hugo V., Correspondance, t. I. P., 1896; Sand O., Lettres à A. de Musset et à Sainte-Beuve, P., 1897; Faguet E., Politiques et moralistes du XIX-e si ècle (3 série), P., 1899 (русск. перев., М., 1910); Pailleron M. L., F. Buloz et ses amis, Sa vie littéraire sous Louis Philippe, P., 1919; Choisy L. F., Sainte-Beuve, l’homme et le poète, P., 1921; Michaut G., Sainte-Beuve, P., 1921; Bellesort A., Sainte-Beuve et le XIX-e siècle, P., 1927; Prévost J., Les epicuriens français, P., 1931; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ, 1895; Лансон Г., История французской литературы, т. II, М., 1898; Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, Ростов н/Дону, 1917; Плеханов Г. В., В. Г. Белинский, Гиз., М. — П., 1923 (статья "Литературные взгляды Белинского"); Машкин А., Литературная методология позитивизма, "Наука на Украине" (Харьков), 1922, № 4, сентябрь.
Е. А. Слободская-Ермакова
Другие люди и понятия:
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — лит-ое направление в Зап. Европе и России XVIII — нач. XIX вв. I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ. — Термин "С." образован от прилагательного "сентиментальный"…
СЕНТ-МАРК-ЖИРАРДЕН [Saint-Marc-Girardin, настоящее имя — Marc Girardin, 1801—1873] — французский писатель, историк и литературовед. Профессор Сорбонского ун-та. Первые, заслужившие ему признание труды: "Èloge…
СЕНТ-ЭВРЕМОН Шарль [Charles Margotelle (или de Marguetel) de Saint-Denis, seigneur de Saint-Évremond, 1610—1703] — французский литератор. Р. в провинции Котантен (Сев. Франция), в дворянской семье. В ранней юности начал изучать…