Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

‘Серапионовы братья’

'Серапионовы братья'"СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ" — Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана "Серапионовы братья", в к-рых описывается лит-ое содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, В. Шкловский, Вл. Певзнер, Е. Полонская, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов.
В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской лит-ры подчеркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции "С. б." выражены в декларативной статье "Почему мы Серапионовы братья" ("Литературные записки", 1922, № 3), подписанной Л. Лунцем, в к-рой на вопрос "С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?" было ответом: "Мы с пустынником Серапионом". М. Зощенко прямо заявлял: "С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, ни эс-эр, а просто русский" (там же). "С. б." в ряде статей выступили против идейности в искусстве ("Мы пишем не для пропаганды", декларировал Л. Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Идейным и художественным руководителем "С. б." был Е. Замятин (см.). Опубликованные декларации и альманах "Серапионовы братья" (П., "Алконост", 1922) вызвали оживленную дискуссию. В выступлениях В. М. Фриче, В. Полянского, П. С. Когана и др. была обнажена реакционная основа деклараций "С. б.", враждебной пролетарской идеологии, и смысл их нарочитой аполитичности.
Но уже с самого возникновения объединение не было однородным ни по политическим ни по лит-ым симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства "С. б." наблюдалось противоречие. Если часть "братьев" стремилась целиком осуществить изложенные выше принципы, то другие — с начала творческого пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Так, Вс. Иванов (см.) публикует повесть "Бронепоезд № 14—69" ("Красная новь", 1922, кн. 6) и другие произведения партизанского цикла, революционная суть к-рых несомненна. Не соответствовали декларациям "С. б." творческие устремления Н. Тихонова (см.), целый ряд стихотворений к-рого ("Баллада о синем пакете", "Баллада о гвоздях" и др.) вошел в железный фонд советской революционной поэзии, а поэма "Сами" явилась одним из лучших произведений, посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях К. Федина (см.), Н. Никитина (см.), М. Слонимского (см.) Принципиально различными были и стилистические особенности творчества "братьев". Так, Каверин, Зощенко стремились к объективистскому показу действительности, в то время как напр. уже в ранних произведениях Вс. Иванова ярко сказывается увлеченность автора пафосом партизанской борьбы против белых. Чуждой оказалась ряду "серапионовцев" и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной в статье Л. Лунца "На Запад" ("Беседы", 1923, № 3). В то время как так наз. "западное крыло" объединения (Л. Лунц, В. Каверин, М. Слонимский) в центр внимания ставило авантюрный остро-сюжетный жанр — "западную новеллу", "восточное крыло объединения" (М. Зощенко, Вс. Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал. Характерно, что отсутствие единства литературно-политических и творческих принципов "С. б." вызвало резкое недовольство Е. Замятина, указавшего, что почти все "С. б." "сошли с рельс и поскакивают по шпалам" ("Литературные записки", 1922, № 1). Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Л. Лунц, писавший — "у каждого из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит", и с горечью констатировавший наличие у них "идеологических расхождений". С 1923—1924 Объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания.
Победы, одержанные партией и пролетариатом Советского Союза и рост успехов социалистического строительства оказали решающее влияние на диференциацию интеллигенции. Лучшие из "серапионовцев" приняли платформу советской власти: "Похищение Европы" Федина, "Кочевники" и "Война" Тихонова, "Повесть о Левинэ" Слонимского и ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о "беспартийности" художника.

 Библиография:  "Серапионовы братья" о себе, "Литературные записки", 1922, № 3; Коган П., Литература этих лет, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924; Полянский В., Вопросы современной критики, Гиз, М. — Л., 1927; Саянов В., Современные литературные группировки, изд. "Прибой", Л., 1928; Полонский В., Очерки литературного движения революционной эпохи (1917—1927), Гиз, Москва — Ленинград 1928.
Б. Мейлах

Другие люди и понятия:

Серафимович

СерафимовичСЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович [псевдоним А. С. Попова, 1863—] — пролетарский писатель. Р. в станице Нижне-Курмаярской. Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в… Полная информация

Сербская литература

Сербская литератураСЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Первые зачатки С. л. относятся к концу XII и началу XIII в. (так наз. "Евангелие Мирослава" и пр. памятники). Эта и почти вся последующая средневековая С. л. носит… Полная информация

Сербский язык

Сербский языкСЕРБСКИЙ ЯЗЫК — С. яз. принадлежит к южнославянским яз. (см. "Славянские языки"). Он является сейчас господствующим языком в Югославии, вытесняяя из государственной и культурной жизни… Полная информация