Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Сергеев-Ценский

Сергеев-ЦенскийСЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ Сергей Николаевич [1876—] — писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником "Думы и грезы".
Своим дооктябрьским творчеством С.-Ц. отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.-Ц. хранил веру в свободное развитие человечеств ("Верю!"). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. — Шевардин ("Сад"), Хохлов ("Маски") — это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не понимающий реальных методов борьбы.
Творчески самоопределяется С.-Ц. в период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. — пессимисты, иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме "Движения" С.-Ц. рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм "Печаль полей" [1908]. Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально ("Наклонная Елена", пьеса "Смерть" и др.).
В 1907 вышел принесший лит-ую известность роман "Бабаев", в к-ром революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора — на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли "усмирителя" и хранителя старого порядка.
Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе "Капитан Коняев" [1918], он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи — стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России — лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату ("Жестокость"). Обращаясь к образам новых людей — рабочим, революционерам-коммунистам, — С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко ("Павлин"), матрос Семен Подканаев — это дегенераты, в прошлом убийцы, в к-рых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе "Павлин" в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.
После Октября С.-Ц. написал роман "Обреченные на гибель" — вторую часть начатой еще до революции эпопеи "Преображенье". (первая часть "Валя"). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907—1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую ее от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.
В последний период С.-Ц. дал новый роман "Зауряд-полк", являющийся продолжением романа "Обреченные на гибель". В романе, тематически посвященном описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать "благородство" прапорщика Ливенцова, а не тяжелую участь солдат.
Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях "Поэт и поэт" [1933], "Гоголь уходит в ночь" [1933], "Невеста Пушкина" [1934] С.-Ц. дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стерта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.
В рассказах 1934 — "Памяти сердца" и "Поезд с юга", — С.-Ц. создает искаженный образ нового человека и с тоской вновь пишет о "слабой" интеллигенции и ее "страданиях". Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями.
Свое отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развертыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривленным людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской лит-ры, боготворит землю, ее целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу дает печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания ("Печаль полей", напр.). Стиль его манерен. В нем сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.

 Библиография:  I. Рассказы, т. I—VII, СПБ — М., 1907—1916; Полное собр. сочин., изд. "Мысль", Л., 1928; Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928; В грозу, [Рассказы], изд. "Федерация", Л., 1928; Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. "Пролетарий", Харьков, [1928]; Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, [М., 1929]; Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же [М., 1929]; Поэт и поэтесса, изд. "Федерация", М., 1930; Гоголь уходит в ночь, изд. "Советская литература", М., 1933; Избранные произведения, ГИХЛ, [М.], 1933; Движение, [Рассказы], изд. Моск. т-ва писателей, [М., 1933]; Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, [М., 1933]; Около моря [Рассказы], ГИХЛ [М. — Л.], 1934; Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд. "Советская литература", М., 1934; Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935; Маяк в тумане, Рассказы, изд. "Советский писатель", М., 1935.
II. Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, "Современный мир", 1910, VII (перепеч. в его книге "В мире идей и образов", т. II, СПБ, 1912); Морозов М., Поэт безволия, в книге автора "Очерки по истории новейшей литературы", СПБ, 1911; Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, "Русское богатство", 1913, XII; Бочачер М., Певец "обреченных", "Русский язык в советской школе", 1931, IV; Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М. — Л., 1931; Гоффеншефер М., Движение на месте, "Литературный критик", 1933, III; Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, "Литературный критик", 1935, № 3.

Другие люди и понятия:

Серебрянский

СеребрянскийСЕРЕБРЯНСКИЙ Марк Исакович [1900—] — лит-ый критик. Член ВКП(б) с 1920. В лит-ом движении участвует с 1925, первоначально как поэт, а с 1928 — как критик. Был активным работником руководства РАПП, разделял… Полная информация

Серошевский

СерошевскийСЕРОШЕВСКИЙ Вацлав Леопольдович [1860—] — польский писатель. Происходит из мелкодворянской семьи, поместье к-рой было конфисковано после восстания 1863. За участие в революционном движении… Полная информация

Серрей

СеррейСЕРРЕЙ Генри Хоуард, граф [Henry Howard earl of Surrey, 1517—1547] — английский поэт. Был приближенным Генриха VIII, участвовал в походах в Шотландию и Францию. Вследствие дворцовой интриги был заключен в Тоуэр,… Полная информация