С - С
Сиддхартха
СИДДХАРТХА [Siddhārtha] — имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха ("Пробужденный"), Гаутама (Готама — по имени одного из родов племени Шакья, к к-рому он принадлежал) или Шакья Муни — "Мудрец из племени Шакья". Условно считается, что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н. э., хотя исторически его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. "Четыре встречи" воспитанного в роскоши и неге юноши с мертвецом, больным, старцем и отшельником — встречи, открывающие С. "тщету и суету земного"; уход его из отчего дома в поисках истинного знания; искушение С. царем демонов — Марой, обещающим ему власть над миром; познание С. "истинного пути" освобождения от вечного круга рождений; его дальнейшая жизнь нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы "наставить на путь истины" свой народ; предательство ученика и родственника С. — Девадатти; спор царств из-за праха Буддхы — таковы наиболее яркие мотивы этой легенды, использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и "непротивления злу".
Возникновение легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н. э. является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое общество. Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев, выразителями идеологии к-рых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев вполне сложившихся и быстро растущих городских центров. Торговым городским слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается буддизм с характерным для него пессимистич. мировоззрением и индивидуализмом. Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского легендарного образа "Махапуруши" (великого человека, героя), одаренного всеми качествами военного аристократа. Очевидно в лице С. мы имеем слияние двух художеств. образов, возникших в той же социальной среде: С. часто называется в буддийской лит-ре Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее "внесословном" аспекте была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль. Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые. В легендах более позднего времени, в частности в джатаках (см.), купец почти всегда выступает в положительной роли. Хотя эти лит-ые произведения и датируются в дошедших до нас редакциях начиная с I в. до н. э., однако нельзя не усматривать в них более раннюю основу.
В европейской лит-ре о буддизме существует три основных точки зрения на легенду о С. Одни исследователи, среди к-рых первое место занимает Керн [H. Kern, 1830—1917], считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в VI—V вв. до н. э. на севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар [E. Senart, 1847—1928], допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н. э. в долине Ганга, но что эта биография чрезвычайно затемнена элементами вымысла. Третьи наконец, как Ольденберг [H. Oldenberg, 1854—1920], пытаются восстановить жизнь С.-Будды, исходя из буддийских канонических книг, гл. обр. южной школы. Повидимому действительно наиболее древние части буддийского канона, некоторые проповеди (в частности первая проповедь в "Роще газелей" близ Бенареса) и разговор Будды с учениками (в "Махапариниббанасутта") восходят к претерпевшим сильное изменение проповедям и разговорам какой-то исторической личности. Все остальное является бесспорно вымыслом. Буддийская легенда видоизменялась вместе с развитием этого культа, что легко прослеживается по основным произведениям буддийской лит-ры. До сих пор нет всестороннего исследования этого вопроса, хотя и делались попытки в данном направлении, среди к-рых следует упомянуть работу Charles Eliot’а "Hinduism and Buddhism" (L., 3 vv., 1921), к сожалению недостаточно критическую. Основным недостатком всех работ по легенде о С. следует считать игнорирование характеристики социальной среды, отдельных исторических этапов ее развития.
Легенда о С. разработана в многочисленных памятниках буддийской лит-ры (см. "Индийская литература"). Наряду с культовыми текстами среди них имеются и высокохудожественные произведения, как несколько поэм знаменитого поэта Асвагоши (см.). Легенда о С. получила отражение и в европейской лит-ре. Средневековое сказание о признанных святыми христианской церковью Варлааме и Иосафате, известное уже с VII в. н. э., представляет собой не что иное, как пересказ буддийской легенды. Установлено, что имя Иосафат, или Иоасаф, есть испорченное бодхисат, бодхисатва. В христианском сказании точно повторяются эпизоды из жизни С., в частности эпизод "встреч", приводящий будущего Будду-Гаутаму к отшельничеству. Помимо того в сказание о Варлааме и Иосафате включены некоторые притчи и вводные рассказы, известные в индийской лит-ре, находимые в джатаках и других аналогичных кратких повествованиях. Предполагать, что легенды о С. попали в Европу, как это делают некоторые, через посредство манихеев, является ошибочным. Во-первых, самый сюжет буддийского повествования весьма далек от всего того круга мифологических и лит-ых мотивов, к-рые мы находим у манихеев, во-вторых, это является совершенно излишним, т. к. существует персидская версия сказания, написанная еще на пехлеви. Правильнее будет думать, что легенда о С. попала при Сасанидах в Иран, где верней всего была заимствована несториянами, перенесшими ее в Египет, откуда она перекочевала в Европу. Уже в самом начале XVII в. португалец Диего до Конто указал на связь сказания о Варлааме и Иосафате с легендой о С.
Из лит-ых обработок XIX в. наибольший успех имела в свое время поэма "Свет Азии" (The Light of Asia, 1879), принадлежащая английскому поэту Эдвину Арнольду [E. Arnold, 1832—1904]. Арнольд изложил буддийскую легенду, но художественный образ, созданный английским поэтом, ближе к изображению Христа Штраусом и Ренаном, нежели к тому, что мы имеем в индийских памятниках.
В русской лит-ре отдельные эпизоды легенды о С.-Будхе (по европейским источникам) популяризовал Л. Толстой (см.) в своих дидактических изданиях ("Круг чтения"), посвященных проповеди "непротивленчества".
Библиография: Специальная лит-ра не указана. Буддийские Сутты, перев. с нем. с примеч. и вступ. ст. проф. Рис-Дэвидса. Русск. перев. и предисловие Н. И. Герасимова, М., 1900; Рис-Дэвидс Т. В., Буддизм. Очерк жизни и учений Гаутамы Будды, перев. М. Э. Гюнсбург, СПБ, 1901; Ольденберг Г., Будда, его жизнь, учение и община, перев. с нем. П. Николаева, М., 1884 (неск. изд.); То же, перев. с 4-го нем. изд. А. Н. Ачкасова, М., 1905; Рейснер М., Идеологии Востока, М., 1927. См. также "Асвагоша", "Джатоки", "Индийская литература".
А. Стрелков
Другие люди и понятия:
СИДНЕЙ Филипп [Philip Sidney, 1554—1586] — один из крупнейших представителей английской дворянской лит-ры эпохи Возрождения. Аристократ по происхождению, блестящий представитель елизаветинского двора,…
СИКЕЛЬЯНОС Аггел [Aggelos Sikelianós, 1884—] — новогреческий поэт. Р. на о. Левкадия. Начал печататься с 1900 в периодической прессе. Первые сборники стихов — "Пролог жизни" (Prologos ste zoe, Stihoi), три книги…
СИЛЛАНПЯЯ Франц Эмиль [Frans Emil Sillanpää, 1888—] — современный финский писатель. Р. в семье мелкого землевладельца. Силлапняя — хороший знаток жизни провинции. В своих сборниках новелл и…