С - С
Силлепсис
СИЛЛЕПСИС [греч. "обобщение", "охватывание"] — термин античной стилистики, обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими. Ср.:
"Лежали на окне Бова и Еруслан, Несчастный Никанор, чувствительный роман, Смерть Роллы, Арфаксад, Русалка, Дева Солнца…" (В. Пушкин, "Опасный сосед").
Комический эффект, часто присущий этой фигуре, достигается (как напр. в приведенном стихе) недостаточной согласованностью сказуемого со всеми подлежащими (лежали Бова, Еруслан… Смерть). В сущности силлепсис является частным случаем так наз. зевгмы (греч. "ярмо") — соединения ряда предложений или членов предложения путем устранения нуждающегося в повторении слова. Ср. "Положи меня как печать на сердце твое, и как перстень — на руке твоей". При семантическом различии морфологически сходных членов предложения фигура эта производит комический эффект установлением глубокого смыслового различия на первый взгляд тождественных грамматических конструкций. Ср.: "Шли два студента: один — в пальто, другой — в университет"). Однако комический эффект зевгмы и С., как показывает пример из "Песни песней", не обязателен; так Б. Пастернак широко пользуется этими стилистическими фигурами в своей лирике. Ср.:
"Но бросьтесь, будьте так добры Не врозь, так в реку…" см. "Фигуры".
Другие люди и понятия:
СИЛЬВА Хосе Асунсион [José Asunción Silva, 1865—1896] — один из крупнейших южноамериканских поэтов и основателей так наз. модернизма. Р. в Колумбии в аристократической семье, вскоре разорившейся….
СИМАГИ КЕНСАКУ [?—] — молодой революционный писатель Японии. С чрезвычайной быстротой развил свое дарование и в настоящее время играет крупную роль не только в революционном лит-ом мире, но и в…
СИМАДЗАКИ ТОСОН [Симадзаки Харуки, 1872—] — крупнейший из современных писателей Японии, признанный классик буржуазной лит-ры, создатель современного японского лит-ого языка. Первый сборник…