С - С
Симплициссимус
СИМПЛИЦИССИМУС [Simplicissimus]. — 1. а) Герой одноименного романа Гриммельсгаузена (см.), простодушный бродяга, в эпоху разрушительной 30-летней войны ведущий жизнь, полную горестных и веселых приключений; б) ярчайший образец немецкого плутовского романа XVII в.
2. Немецкий сатирический еженедельник, основанный в 1896 мюнхенским издателем Альбертом Ланген (Albert Langen) и карикатуристом Т. Т. Гейне. Известность этому еженедельнику создали не столько произведения в стихах и прозе, там печатавшиеся, сколько карикатуры, к-рые появлялись в виде рисунков и даже многокрасочных иллюстраций крупных художников. К выдающимся сотрудникам-карикатуристам С. в течение десятилетий принадлежали: Олаф Гулбрансон (O. Gulbransson), Эрнст Тэни (E. Thöny), Ф. фон-Резничек (F. von Reznicek), Вильгельм Шульц (W. Schulz), Карл Гольц (K. Holtz) и в особенности Т. Т. Гейне (Th. Th. Heine). После опубликования в "С." многие их карикатуры были также собраны в альбомы.
К важнейшим лит-ым сотрудникам "С." долгое время принадлежали такие представители мелкобуржуазной сатиры предвоенного времени, как Франк Ведекинд, Людвиг Тома, Рода Рода, Отто Юлиус Бирбаум; однако и младшие сатирики послевоенного времени, как напр. Курт Тухольский и Вальтер Меринг, и даже самые молодые из периода так наз. "новой вещности" (Эрих Кестнер и др.) опубликовали в "С." многочисленные сатирические стихи и заметки.
Политическая и идеологическая тенденция этого еженедельника обнаруживала только в десятилетия перед мировой войной единую буржуазно-прогрессивную, во многом продиктованную соц.-дем. линию. Когда во всей Германии и во всех говорящих по-немецки кругах за границей говорили с восхищением или возмущением о "Simpl", то под этим сокращением понимали самую острую в немецкой предвоенной печати антимонархическую, антиклерикальную, стремящуюся к разрушению господствующей "морали" сатиру (сатирические журналы соц.-дем., напр. "Der wahre Jakob", не могли итти в сравнение с "С." ни по талантливости своих сотрудников, ни по тиражу). В начале мировой войны журнал немедленно совершил социал-патриотич. поворот и служил до ноябрьской революции 1918 немецкому империализму. Приблизительно ко времени созыва Национального собрания "С." усвоил идеологию Веймарской республики, постепенный упадок к-рой наглядно отразился на его страницах. По мере того как реакционные круги брали верх и направляли "республиканскую" буржуазию в объятия фашизма, содержание "С." становилось все более реакционным. Немедленно после прихода к власти Гитлера журнал, как и многие другие, подвергся так наз. "унификации". Политическими эмигрантами из Германии основан в Праге под названием "Симпликус" (Simplicus), а затем "Симпл" (Simpl) новый сатирический еженедельник, к-рый пытается продолжать традиции прогрессивного предвоенного "С.". К сотрудникам-карикатуристам этого нового журнала принадлежит талантливый рисовальщик Годаль (Godal); к литературным сотрудникам пролетарский революционный сатирик Эрих Вейнерт, использующий этот мелкобуржуазный орган как трибуну, левобуржуазный сатирик Карл Шног и публицист Гейнц Поль (H. Pol).
Библиография: Peyc, Simplicissimus. (Письмо из Германии), "Русское богатство", 1904, № 5; Коленопреклонения "декларация" С., "Крокодил", № 13. 1933 г.
Ф. Лешницер
Другие люди и понятия:
СИМПТОМ [греч.] — термин, предложенный немецкими формалистами (Fleschenberg O., Novellenkomposition in E. T. A. Hoffmanns Elixieren des Teufels, Halle, 1910) для обозначения элемента оформленного содержания в лит-ом…
СИМУРГ, Таги Шахбази [1892—] — современный тюркский цисатель. Член ВКП(б). По образованию — врач. Занимался общественной работой. Первые лит-ые опыты С. — переводы. В первых своих рассказах…
СИНГ (произношение Синдж неправильно) Джон Миллингтон [John Miliington Synge, 1871—1909] — ирландский драматург. В молодости долго жил в Париже, где воспринял французскую эстетскую культуру. Вернувшись в…