С - С
Синг
СИНГ (произношение Синдж неправильно) Джон Миллингтон [John Miliington Synge, 1871—1909] — ирландский драматург. В молодости долго жил в Париже, где воспринял французскую эстетскую культуру. Вернувшись в Ирландию, поселился в одном из самых отдаленных и отсталых западных районов страны, к-рый описал в книге очерков "The Aran Islands" (Аранские острова, 1907). Тот же материал разработан в ряде пьес из ирландской народной жизни. С основанием в 1904 национального театра (Abbey Theatre) в Дублине сделался его директором и одним из его главных авторов. Пьесы его неизменно встречались враждебно ирландским католическим мещанством, но получили высокую оценку интеллигенции. Кроме пьес из современной жизни оставил неоконченную пьесу на тему из ирландского эпоса "Deirdre of the sorrows" (Дердре всех печалей, 1910) и небольшую книгу стихов. Для диалога С. пользовался особым, им самим разработанным языком, являющимся лит-ой стилизацией говора ирландских крестьян (английский язык с кельтским синтаксисом) и представляющим некоторое сходство с русским языком еврейских героев Бабеля. Наряду с Ейтсом и Джойсом С. — крупнейший представитель той эстетской интеллигенции, буржуазной по существу, но романтически антибуржуазной по установкам, к-рая господствовала в ирландской лит-ре конца XIX — нач. XX вв. Находясь в резком конфликте со своей отечественной кулацко-купеческой, "чумазной" и католической интеллигенцией, она ориентировалась на утонченную культуру заграничной, преимущественно французской буржазной интеллигенции.
С. — космополит, натуралист-эстет, воспринимающий отсталость и кретинизм ирландского захолустья как острую экзотику. Драмы его основаны на парадоксальных, полукарикатурных ситуациях, развиваемых со своеобразной бредовой логикой. Из его драм наиаболее известна "The playboy of the Western world" (Чемпион Западного мира, 1907) В экзотическом подходе С. к ирландскому крестьянину есть и глубокое презрение эстета к "диким" крестьянам, но есть и националистическое любование национальной самобытностью. Влияние С. на ирландскую лит-ру было очень велико. В то же время он явился предшественником позднейшей французской и бельгийской драмы (Ж. Ромен, Кроммелинк), с ее стремлением к гротеску и к логическому развитию ирреальных ситуаций. Как поэт С. сыграл значительную роль в деле разрушения старых поэтических штампов и в разработке более натуралистического стиля.
Библиография: I. На русск. яз. перев. Чудо-герой. Ирландская комедия в 3 д., П., 1915.
II. Howe P. P., J. M. Synge, L., 1912; Bourgeois M., J. M. Synge and the Irish theatre, L., 1913; Thorning J., J. M. Synge, København, 1921; Corkery D., Synge and Anglo-Irish literature, L., 1931.
Д. М.
Другие люди и понятия:
СИНЕКДОХА [греч.] — вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно — замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного…
СИНКЛЕР Мэй [May Sinclair, 1870—] — английская писательница. Дебютировала в лит-ре сборником стихов [1887], однако впоследствии перешла к прозе. Первые романы С., начавшие появляться в 1896, прошли почти…
СИНКЛЕР Эптон [Upton Sinclair, 1878—] — один из крупнейших современных писателей США. Р. в Балтиморе. Отец писателя был не особенно удачливый коммерсант, к-рый, по словам С., "со старомодной…