С - У
Терпигорев
ТЕРПИГОРЕВ Сергей Николаевич (псевдоним Сергей Атава) [1841—1895] — писатель. Р. в богатой помещичьей семье, впоследствии разорившейся. До тринадцати лет воспитывался дома. Много читал, пользуясь обширной библиотекой отца. Затем учился в тамбовской гимназии (свое детство и годы учения Т. подробно описал в книге "Мои воспоминания"). В 1860 поступил в Петербургский ун-т. В 1862 Т. был уволен из ун-та в связи со студенческими "беспорядками" с обязательством выехать из Петербурга. После 4-летнего пребывания на родине, в деревне, Т. вернулся [1867] в Петербург, где и жил до самой смерти.
Первым напечатанным произведением Т. была "Черствая доля. Рассказ из тяжелого прошлого" в газете "Русский мир" Гиероглифова [1861]. В следующем году Т. деятельно участвовал в юмористическом листке "Гудок", помещая заметки "обличительного" характера (часть под псевдонимами: Сергей Заноза, Сергей Чемеричка и др.). Во время пребывания своего в деревне Т. стал корреспондентом "Голоса", всячески "обличая" местных (тамбовских) заправил. В 1870 в "Отечественных записках" появился очерк "В степи" и комедия "Слияние". Эти произведения обратили на себя внимание. В течение следующего десятилетия Т. почти ничего не печатал, занимаясь всевозможными коммерческими предприятиями, подрядами и т. п.
В январе 1880 в "Отечественных записках" Т. под псевдонимом (С. Атава) начал печатать наиболее известное свое произведение — "Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика". Очерки имели огромный успех. Т. стал печататься во многих журналах ("Русское богатство", "Северный вестник", "Новь", "Нива" и др.), помещая там рассказы, повести, очерки. В 1881 Салтыков рекомендует его Стасюлевичу в газ. "Порядок". Напечатав там девять фельетонов, Т. перешел в "Новое время", где стал постоянным сотрудником, поместив более шестисот "воскресных" фельетонов. С 1887 он также постоянный сотрудник "Исторического вестника", где появились очерки под общим заглавием "Потревоженные тени", воспоминания и ряд других произведений Т. Значительная часть написанного Т. выходила в 1880—1890 отдельными сборниками и изданиями.
Необходимость перехода к капиталистической системе хозяйства поставила помещиков перед большими затруднениями. Старый экономический и политический уклад явно вел к "оскудению". Летописцем этого "оскудения" и выступил Т. Он показал вместе с тем и попытки некоторых помещиков немедленно перейти к капиталистическому хозяйствованию, попытки капитализировать полученные "выкупные" "ссуды" и пр. Неудачи этих предприятий даны как следствие неприспособленности дворянства к новым формам жизни. Т. жестоко осмеял все эти попытки, ярко показав паразитарную сущность дворянства. В очерках Т. описывал лишь то, что знал достоверно, что сам видел. Уже детские годы дали Т. много наблюдений. Он видел, как дядя травил собаками дьякона, как отец с жандармами освобождал крестьянских девушек из гарема богатого помещика и т. п. Он подчеркивает безделие и беззаботность помещиков и с горечью констатирует: "Нет такой силы, которая могла бы поднять падающий класс". Во многом следуя за Щедриным, Терпигорев изображал распад помещичьей жизни. В своих позднейших очерках "Потревоженные тени" Т. нарисовал жуткие картины крепостничества. Он не щадил красок при описании ужасов крепостного быта и дал колоритные фигуры крепостников-помещиков.
За вычетом образов крепостников очерки Т. лишены острой сатирической направленности. Они часто окрашены в мягкие, юмористические тона и даже не лишены идеализации старой дворянской жизни.
"Оскудение" сохраняет свое значение и до сегодняшнего дня. Очерки, написанные с большим знанием материала, полны интересных наблюдений, любопытных типов, правдиво отражают пореформенный быт российского дворянства. Представляют большой интерес и очерки "Потревоженные тени".
Из остальных произведений Т. следует отметить "Воспоминания" ("Историч. вестник", 1896, №№ 1—5) как ценный биографический материал и как довольно яркое описание постановки образования в дореформенное время.
Библиография: I. Собр. соч., 6 тт. Ред. С. Н. Шубинского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ [1899]; Оскудение. (Очерки помещичьего разорения), СПБ, 1881; то же, 2-е изд. (2 тт.), СПБ, 1882; Узорочная пестрядь, СПБ, 1883; Желтая книга (Сказание о новых княгинях и старых князьях), СПБ — М., 1885; Жорж и К°, СПБ, 1888; Марфинькино счастье [и др. повести], СПБ — М., 1888; Потревоженные тени, 2 тт., СПБ, 1888—1890; Исторические рассказы и воспоминания, СПБ, 1890; Дорожные очерки, СПБ, 1897.
II. Быков П. В., С. Н. Терпигорев (биографический очерк в кн.: Собр. соч. С. Н. Терпигорева, изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ [1899]); Плотников М., Летописец недавнего прошлого, "Образование", 1900, № 5; Медведский К., С. Н. Терпигорев, "Исторический вестник", 1895, № 8; Фаресов А., С. Н. Терпигорев, "Новое слово", 1895, № 9.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. II, СПБ, 1902.
Н. М.
Другие люди и понятия:
ТЕРРАЙЛЬ ПОНСОН, дю [Пьер Алексис, виконт, 1829—1871] — французский романист. Служил некоторое время офицером. Первые его литературные опыты — фельетоны в "Mode" и "Opinion publique", 1850—1851. В 1853…
ТЕРЦЕТ [французск. tercet] — отдельная строфа (станс) из трех строк, законченная и самостоятельная как по смыслу, так и по внешним признакам построения. Требование структурной законченности в…
ТЕРЦИНЫ [итал. terza rima, франц. rimes tiercées] — одна из особых, так наз. "твердых" поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание…