С - У
Терцины
ТЕРЦИНЫ [итал. terza rima, франц. rimes tiercées] — одна из особых, так наз. "твердых" поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно по схеме: aba, bcb, cdc и т. д. В заключение цепи Т. ставится один изолированный стих, рифмующий со вторым стихом последней строфы, вследствие чего она в сущности превращается в четверостишие с перекрестной рифмой вида sts, t. Иногда этот заключительный стих объединяется с предыдущей Т. также и графически.
Итальянские Т. строятся исключительно на женских рифмах, к-рые и вообще составляют особенность итальянской поэзии. Но в тех языках, к-рые допускают закономерное чередование мужских и женских рифм, после подражательных опытов, точно копировавших итальянские образцы, входят в употребление и Т. с рифмами двух видов. При этом приобретает обязательную силу правило чередования, к-рое запрещает соседство двух однородных рифм, не рифмующих между собой. Поэтому после Т., начинающейся мужской рифмой, идет Т. с женской рифмой в первом стихе и наоборот.
В итальянской поэзии за Т. закрепился размер одиннадцатисложника. Французы передают его аналогичным десятисложным размером с чередованием мужских и женских рифм, но иногда употребляют и александрийский, вернее — двенадцатисложный стих. В России закреплено традицией употребление пятистопного ямба с мужскими и женскими рифмами.
Изобретение Т. принадлежит, по словам Данте, Брунетто Латини. Сам Данте обессмертил форму Т. своей монументальной "Божественной комедией". Форму Т. разрабатывали также Петрарка, Ариосто и ряд других поэтов Италии, причем она находит применение также и в сатирических жанрах. Во Франции Т. получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму Т. в лирических жанрах.
В Германию Т. проникают в конце XVI в., но значительную популярность завоевывают лишь у романтиков. В Англии употребление Т. распространилось лишь в XIX в.
В России одним из первых поэтов, давших образцы Т., был Пушкин:
В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных было много, Неровная и резвая семья; Смиренная, одетая убого, Но видом величавая жена Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена, Приятным, сладким голосом, бывало, С младенцами беседует она и т. д.
Другой отрывок Пушкина, написанный в Т. шестистопными ямбами "И дале мы пошли", особенно характерен тем, что навеян Дантовой "Божественной комедией", переводы и подражания к-рой сохранили ведущую роль в разработке русских Т. в течение XIX в. Большой интерес к Т. проявляла и школа символистов.
Библиография: II Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. Т-ва Вольфа, СПБ — М., 1914, стр. 410—414; Kastner L. E., History of the terza rima in France, "Zeitschrift für französische Sprache und Literatur", 1904, Bd. XXVI, 241—253.
М. Ш.
Другие люди и понятия:
ТЕРЬЕ Андре [Theuriet André, 1833—1907] — французский писатель. Сын чиновника. Занимал должность чиновника в провинции. После выхода сборника "Le chemin des bois" [1867] был избран в Академию. — Реализм Т….
ТЕРЬЯН Ваан [1885—1920] — крупный армянский поэт, самый яркий представитель новой армянской поэзии дооктябрьского периода. Р. в семье священника. Окончил историко-филологический факультет…
ТЕСЛЕНКО Архип Ефимович [1882—1911] — украинский писатель. Р. в бедной крестьянской семье. Служил писарем в волости, затем у нотариуса. Начал печататься в 1904. За агитацию среди крестьян (в 1905—1906)…