С - У
Тик
ТИК Людвиг [Johann Ludwig Tieck, 1773—1853] — немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель. Это знакомство сыграло решающую роль в лит-ом развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом "Странствование Франца Штернбальда" (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).
То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение — роман "Vittoria Accorombona" [1840].
Т. — первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока ["Almansur", 1790 (напеч. впервые в 1798), "Abdallah", 1792 (напеч. в 1795)], обращается к народной сказке ("Volksmärchen, hrsg. von Peter Lebrecht", 1797), изучает вместе с Ваккенродером немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstümlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания ("Der blonde Ekbert", 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. "История Вильяма Ловелля" ("Die Geschichte des Herrn William Lovell", 1793—1795), напеч. 1795—1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики — принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797) — полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование "театральности", основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме "Геновева" (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет "Геновевы" заимствован из народной лубочной книги — "Легенды о св. Геновеве". Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности — такова "Геновева" Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.
Художественные тенденции "Геновевы" реализуются Т. еще раз в драме "Император Октавиан" (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но "Геновева" остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной лит-ры, слабые попытки вернуться к ней — и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.
Библиография: I. Schriften, 20 Bde, B., 1828—1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848—1852; Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852—1854; Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914); Кот в сапогах, "Любовь к трем апельсинам", П., 1916, кн. 1; ряд произведений в сб.: "Немецкая романтическая повесть", с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва — Ленинград, 1935.
II. Köpke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855; Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864—1865; Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brüssel, 1897; Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902; Günther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907; Drach E., L. Tiecks Bühnenreformen, B., 1909; L. Tieck und die Brüder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lüpeke, Frankfurt a. M., 1930; Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931; Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая лит-ра), СПБ, 1900; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.
Е. Козина
Другие люди и понятия:
ТИКАМАЦУ Мондзаэмон [настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724] — крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии [1600—1867]. Создатель театра горожан в…
ТИКНОР Джордж [George Ticknor, 1791—1871] — американский литературовед, избравший своей специальностью историю испанской лит-ры. Р. в Бостоне в США. Для завершения образования совершил поездку в Европу….
ТИЛЛЕ Вацлав [Václav Tille, 1867—] — профессор сравнительной истории лит-р Пражского ун-та, ученик знаменитого филолога-романиста Гастона Пари (G. Paris). Т. много занимался сравнительным изучением…