Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Труверы

ТруверыТРУВЕРЫ [ед. ч. troveres, trouveres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять] — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо).
В некоторых случаях Т. являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглерами или менестрелями, т. е. сочинителями и исполнителями одновременно.
Наряду с этим в литературоведении существует употребление слова Т. в узком значении (по аналогии с "трубадурами") — исключительно лишь как лирических поэтов Франции в названную эпоху. В дальнейшем имеется в виду только это значение.
Поэзия Т. распадается на три основных периода. В первый, докуртуазный, период [до середины XII в.] творчество Т. носит анонимный характер и содержит, в отношении как формы, так и тематики, много черт народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы), в большей или меньшей степени стилистически переработанных. Главные жанры — романсы или "ткацкие песни" (chansons d’histoire, chansons de toile), излагающие какую-нибудь трогательную любовную историю, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторели и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.
Во второй период [приблиз. 1150—1240] поэзия Т. приобретает усложненный, определенно личный и куртуазный характер. Содержание для этой поэзии дает новое светско-рыцарское мировоззрение с его культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный "культ дамы". Выросшая из тех же общих условий, что и поэзия трубадуров юга Франции (см. "Трубадуры"), эта лирика Т. по своей тематике и стилистике очень близка к ней. Она испытала кроме того и прямое, довольно сильное, влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному лит-ому обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. [поездки Т. во Францию, насаждение провансальских лит-ых вкусов и нравов двумя дочерьми "первого трубадура" — Гильельма, графа Пейтьеу (Пуатье), из к-рых одна стала королевой французской, другая — графиней шампанской]. Эта "провансализирующая" (наиболее аристократическая) линия в лирике Т. характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви, причем, однако, мы не встречаем здесь нарочитой установки на "темный стиль" (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа. Другие крупнейшие Т. периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский — король Наварры и т. д. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюлэ и особенно Колена Мюзе, у к-рого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu parti), альба (albe), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пасторель и т. п.
Третий период, соответствующий выступлению городского сословия, характеризуется в лирике Т. показательным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские Т., объединяющиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в нее новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и, между прочим, религиозную тематику (культ богоматери и т. п.). Движение это, начавшееся еще в самом конце XII века, в середине XIII века получило свое полное развитие. Наиболее ярким из Т. этого периода является Рютбеф, насытивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием; другие видные Т. — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам из Галль и др.
См. "Французская литература".

 Библиография:  II. Gröber G., Französische Literatur, в "Grundriss der romanischen Philologie, hrsg. von G. Gröber, II Bd., I Abt., Strassburg, 1902; Jeanroy A., Les Origines de la poésie lyrique en France au moyen âge, 2-e éd., P., 1904; Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911; Aubry P., Trouvères et troubadours, P., 1909.
А. С.

Другие люди и понятия:

Трулстра

ТрулстраТРУЛСТРА [Troelstra Pieter Jelles, 1860—1931] — видный деятель реформистского рабочего движения в Голландии, приобрел имя также как фризский писатель. Его поэзия включает лирические стихотворения и… Полная информация

Трус

ТрусТРУС Павлюк [1904—1929] — белорусский советский поэт. Р. в дер. Низок, Узденского района. Окончил Минский белорусский педтехникум. Работал журналистом. При жизни поэта изданы два сборника его… Полная информация

“Трутень”

"ТРУТЕНЬ" — один из лучших сатирических журналов, выходивших в России в 1769 и 1770. Издателем его был Н. И. Новиков. "Т." выходил еженедельно в размере печатного полулиста. В 1769 вышло 36… Полная информация